Непыльная работенка
Жительница новостройки в Таганском районе столицы Ольга рассказывает, что ее управляющая компания заключила договор с фирмой по обслуживанию счетчиков. “Представители этой фирмы ходили по квартирам и предлагали жильцам договор на техническое обслуживание приборов учета. Цена услуги — 600 рублей в год. Я пыталась выяснить, что они будут делать за эти деньги, но мне никто не ответил”.
В доме Светланы — три сотни квартир. “Кому пойдут 180 тысяч рублей, которые соберут с жильцов за год? — возмущена она. — А ведь управляющая компания обслуживает весь микрорайон. Какие деньги они собирают за обслуживание счетчиков?”.
По данным Общества защиты прав потребителей (ОЗПП), техническое обслуживание квартирных приборов учета воды обходится москвичам в 480—700 рублей в год. За эти деньги им предлагаются протирка приборов от пыли, визуальный осмотр, проверка наличия и целостности пломб, контрольное снятие и запись показаний.
А вот ремонт водосчетчиков в техобслуживание не входит. Сломается — плати. “Многие москвичи жалуются в ОЗПП, что за несколько лет пользования счетчиками воды так ни разу и не увидели того, кто захотел бы проверить их работоспособность или хотя бы протереть с них пыль”, — иронизирует представитель ОЗПП. Впрочем, навязывая эту услугу, управляющие компании действуют согласно постановлению правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. №77-ПП. Поэтому обращение защитников прав потребителей в Генпрокуратуру и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) направлено на проверку законности этого нормативного документа.
Капитализм — это учет
ОЗПП оценивает платежи москвичей за техобслуживание счетчиков в миллиард рублей ежегодно. В скором времени эта цифра в масштабах России может вырасти в разы. По предложению Минрегиона те, у кого нет счетчиков, с 2012 года будут платить за воду на 20% больше, а с 2013 — на 40%. На заседании Госсовета по ЖКХ, которое проходило на минувшей неделе в Сыктывкаре, Дмитрий Медведев жестко отказал в просьбе главе Фонда содействия реформированию ЖКХ Константину Цицину притормозить обязательную установку водосчетчиков: “Если я перенесу на 2015 год, значит, и к 2025-му не сделают”. Впрочем, президент оставил место для обратного маневра — сроки могут быть сдвинуты, но только если не будем укладываться.
Показательный пример из глубинки: в городке Очёр Пермского края местный водоканал завалил все 15 тысяч жителей письмами. Поставщик требует отправить водосчетчики за 120 километров в Пермь, чтобы опломбировать их. Успеют ли все к 2012 году — вопрос, пожалуй, риторический.
Коммунальные нормы выделяют одному прописанному жильцу 384 литра воды в сутки. Это примерно 11,5 кубометра воды в месяц. Чтобы использовать такое количество воды, надо ежедневно принимать ванну, стирать белье в проточной воде и перемывать гору посуды. “Я одна живу в квартире, где прописаны три человека. В месяц я расходую 5—6 кубометров воды. Так что водосчетчики уже давно окупились”, — радуется москвичка Анастасия. Но далеко не все могут разделить ее радость.
— На мои гнилые трубы счетчики ставить ни один сантехник не берется, — жалуется жительница подмосковной пятиэтажки Галина Терентьевна. — При первом перепаде давления рванет непременно. А на замену сантехники двадцать тысяч вынь да положь! Где я их возьму?
На Госсовете президент привел данные: сети изношены на 60%. “Если счетчики поставят все, то кто будет оплачивать потери в сетях? — задается вопросом заместитель директора Института социологии РАН Наталья Тихонова. — Не исключено, что с нас сначала сдерут деньги за счетчики, а потом поднимут тарифы на водоснабжение”. Простые люди от этого только проиграют, уверена социолог.
Запутавшиеся в тарифной сетке
В следующем году россиянам обещан рост коммунальных тарифов в пределах 15%. Ежегодный рост тарифов усугубляет положение малообеспеченных слоев населения, говорит Тихонова. Ведь далеко не все нуждающиеся в состоянии собрать необходимые справки для субсидии на оплату “коммуналки”. В некоторых регионах до 40% населения, имеющего право на получение субсидии, ее не получают. “В среднем по стране 10—15% жильцов, имеющих право на субсидии, их не оформляют”, — считает она. И рост коммунальных платежей из-за отсутствия счетчиков только усугубит проблему. “Это типичное лоббирование интересов компаний, которые производят подобные работы”, — резюмирует социолог.
Любопытная зависимость — с ростом тарифов растет и задолженность населения. Как заявил недавно министр регионального развития Виктор Басаргин, долг россиян перед поставщиками ресурсов ЖКХ составляет 64,9 млрд. руб. А с учетом долгов прошлых лет — 132,3 млрд. руб. Однако, как выясняется, собственно жильцы в росте коммунальной задолженности зачастую не виноваты. А разбазаривают дорожающие ресурсы как раз те, кто призван их эффективно и рачительно использовать, — управляющие компании.
На начало ноября российские коммунальные предприятия задолжали поставщикам 79 млрд. руб. Это на 17,2% больше, чем годом ранее. Однако, по данным замдиректора по работе с клиентами компании “Мосэнергосбыт-Юг” Андрея Ужакина, жильцы платят управляющим компаниям не вовремя лишь в 5—10% случаев. А вот управляющие компании наращивают долги перед энергоснабжающими организациями. Виной этому Жилищный кодекс, принятый в 2004 году, считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. “В результате появилось много фальшивых ТСЖ и управляющих компаний, задача которых не оказание услуг, а вытягивание денег из жильцов”, — считает она.
Очевидно, что “обязаловка” с установкой счетчиков на воду будет только на руку недобросовестным управляющим компаниям. Те, кому выгодна установка приборов учета, ставят их, не дожидаясь указа сверху. В квартире борьба за эффективное расходование ресурсов начинается с ремонта труб, а не с установки счетчиков. Было бы логично использовать этот принцип и на федеральном уровне. Как говорил водопроводчик в застойном анекдоте: “Тут всю систему менять надо!”.