Рассказывая о чувствах, которые испытывают сейчас ее соотечественники, известная ирландская писательница Рут Дадли-Эдвардс на первое место поставила страх перед будущим. “Никто не может быть уверен, что без потерь переживет этот ужасный кризис, — говорит Рут, — а если с потерями, то какими, от чего именно придется отказаться?”
Потери, судя по всему, будут значительными. Безработица приближается к 15%, зарплаты работников госсектора снижены, расходы по всем статьям бюджета сокращены. Эти меры были приняты еще в прошлом году. Теперь они будут еще более ужесточены.
В 1994 году, когда ирландская экономика вошла в период необычайного роста, британский экономист Кевин Гардинер по аналогии с “азиатскими тиграми” окрестил ее “кельтским тигром”. Название понравилось ирландцам и прижилось. Сегодня “кельтский тигр” тяжело болен. В результате кризиса цены на недвижимость упали на 60%. Дефицит бюджета побьет в 2010 году рекорд еврозоны и составит 32% ВВП, а ситуация в банковском секторе катастрофическая — в результате обвала на рынке недвижимости ирландские банки сейчас по уши в долгах. Кредиты, взятые ими только у ЕЦБ, равны 80% ВВП страны. Зарубежные инвесторы серьезно сомневаются, сумеет ли Ирландия расплатиться по своим суверенным долгам.
Профессор экономики Рей Кинселла из Университетского колледжа Дублина полагает, что, хотя Ирландия во многом сама виновата в ситуации, в которой оказалась, однако у этого кризиса есть и другая причина. Она состоит в том, что монетарный и фискальный союз европейских государств, каковым является зона евро, руководствуется не только макроэкономическими, но и политическими резонами. Поэтому в его нынешнем виде он не способен эффективно решать финансовые проблемы каждого отдельного своего члена. “Сейчас дело осложняется тем, что Ирландия отнюдь не единственная страна, у которой финансовые проблемы. Мы в одной лодке с Португалией, Грецией и Испанией. Вопрос в том, до каких пор сможет ЕС выкупать долги этих стран? Не исключено, что в результате кризиса зона евро претерпит какие-то серьезные изменения или вообще развалится”, — считает профессор.
Премьер-министр Ирландии Брайан Коуэн уже подтвердил, что страна обратилась за поддержкой к Евросоюзу и получила заверения, что помощь будет оказана. Размер этой помощи будет выработан в результате консультаций между Дублином, ЕЦБ и МВФ. Однако, как заверил ирландский министр финансов Брайан Ленихан, помощь ЕС его стране будет существенно меньше той, какая была оказана Греции (110 млрд. евро). По оценке экспертов, Ирландия может попросить о помощи в размере 80 млрд. евро в 2011—2013 гг. Эти деньги могут быть выделены из европейского стабфонда, в котором сосредоточено 750 млрд. евро. Взамен Ирландия будет вынуждена согласиться на то, что МВФ будет не только контролировать ее финансы, но в определенной степени управлять ими.
В Брюсселе довольны: лекарство, прописанное “кельтскому тигру”, должно убедить рынок в силе и надежности евровалюты. Однако, как неожиданно выяснилось, случай Ирландии может стать особенным. Дело в том, что наряду с ЕС ей вызвался оказать экстренную помощь и ее ближайший сосед — Великобритания, которая, как известно, не входит в зону евро.