Утро начинается с налогов
“Если утро начинается с налогов, то доброе ли оно?” — задался сакраментальным вопросом зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, открывая юбилейную конференцию ФНС. “Доброе утро” от Алексея Кудрина “блестящему депутату и адвокату”, как представил ведущего глава ФНС Михаил Мишустин, вообще показалось “угрожающим”.
Однако настали новые фискальные времена. ФНС теперь, по Мишустину, “не фискальный орган, а партнер, сервисная компания”, помогающая налогоплательщикам сполна, но оптимально выполнять свои обязанности перед казной под лозунгом “Пусть вежливость будет нашим оружием”. Помощник президента Аркадий Дворкович новаторский посыл Мишустина полностью поддержал, подчеркнув, что налоговая инспекция в первую очередь должна исполнять закон, а “не просто собирать деньги”.
В 1990 году налогов в современном их виде вообще не было. “На 100 лет утратили культуру уплаты налогов!” — объяснил итоги советского фискального периода Андрей Макаров. В 2000 году было зафиксировано 105 налогов, которые, если бы их кто-то смог собрать полностью, изъяли бы из экономики до 50% ВВП.
Вечер — с их оптимизации
Сейчас их осталось не более 15. Их нагрузка для экономики, по оценке Минфина не превышает 36—38% ВВП, тогда как в странах ОЭСР — 36%, а в ЕС — 38%. Но это еще не все. Если, как напомнил Кудрин, абстрагироваться от рентных платежей, которых нет в других странах (экспортных пошлин и НДПИ на нефть и газ), то вообще выходит всего-то 26%.
Но из-за этих цифр лоб в лоб столкнулись тяжеловесы фискальной стратегии — Алексей Кудрин и Аркадий Дворкович. И им было о чем поспорить: кто в действительности ответит, если что, за повышение налогового пресса (прежде всего за счет увеличения страховых платежей с нынешних 26% до 34% в 2011) на целых 2% ВВП — Минфин или Администрация Президента? Вчера и Кудрин, и Дворкович ловко отбились от ответственности за “шипение освежеванного гуся” (то есть бизнеса, особенно малого, по меткому выражению одного из французских министров финансов, напомненному, в свою очередь, Грефом).
И министр финансов, и помощник президента, против повышения налогов, которое может резко затормозить экономический рост. Но они, во-первых, чисто аппаратно расходятся в том, кто инициировал рост налогов — правительство или президент. Впрочем, для истории это не так уж важно. Адвокат-депутат Макаров примирительно заметил, что “во всем виноваты депутаты”. А во-вторых, что важнее, глава Минфина и помощник президента расходятся в том, как выйти из макроэкономического тупика.
Кудрин предлагает ликвидировать если не все, то большую часть налоговых льгот. По его данным, они уже доросли до 5% ВВП. Между тем многие исследования доказывают, что ни одна налоговая льгота не дает ожидаемого от нее эффекта — роста того или иного сектора. Кроме того, по последним прикидкам Минфина, в этом году дефицит федерального бюджета составит 4,6% ВВП (ранее прогнозировали 5,3%). А это значит, что всю проблему можно решить за счет налоговых льгот. Кудрин к тому же объяснил еще раз свою позицию по повышению социальных платежей, “от которых шипит”, по словам Макарова и президента “ОПОРы” Сергея Борисова, “малый бизнес перед прощанием с ФНС”. Когда в 2009 году на высшем политическом уровне принималось решение о повышении пенсий на 46% в условиях дефицита и федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда, то Минфин предлагал другие варианты финансирования этой безусловно неоспоримой социальной задачи — кроме уничтожения льгот еще и постепенное повышение пенсионного возраста. Но было принято другое решение — повышение страховых выплат. Впрочем, через несколько лет к этой проблеме можно еще вернуться.
Дворкович, поддержанный замминистра экономического развития Станиславом Воскресенским, считает, что экономический и тем более инновационный рывок невозможен вообще при повышении налогов и к тому же ему нужны адресные налоговые льготы.
Споры о величине налогов будут идти еще долго. А в это время, как обещает Михаил Мишустин, ФНС максимально сократит время прямого общения фискалов с налогоплательщиками, переводя весь документооборот в Интернет (уже сейчас 60% проходит в электронной форме). Соответственно, упадет коррупция. В этом году, кстати, число налоговых проверок сократилось с 55 до 11 на одну тыс. предприятий, а их эффективность возросла на 20%.