В конце прошлой недели на мировых рынках впервые за 13 лет оптовая цена фунта кофейных зерен сорта “Арабика” поднялась до $2. Эксперты уверены, что и розничные цены на любимый многими напиток взлететь не замедлят.
Причин дорожать у кофе две — погодные неурядицы последних лет и сокращение мировых запасов “бодрящих зерен”. Международная организация производителей кофе сообщила, что из-за плохих урожаев кофе в последние годы его предложение на рынке остается низким. В этом году основные страны — производители кофе вначале страдали от засухи, а затем от переизбытка ливневых дождей. В результате Вьетнам, поставляющий на рынок “Робусту”, сократил экспорт кофе из-за сильных дождей. Колумбия, откуда поставляется кофе “Арабика” премиум-класса, сокращает объемы поставок уже второй год подряд. В прошлом году экспорт колумбийского кофе сократился до 33-летнего минимума — 7,8 млн. мешков по 60 кг каждый. В предыдущие же годы урожай составлял 11—12 млн. мешков. В нынешнем году прогнозировался уровень в 10,5 млн. мешков, однако, по последним прогнозам, колумбийский урожай составит 9—9,5 млн. мешков. Существенные объемы поставок кофе ожидаются в этом году только из Бразилии — 47,2 млн. мешков. Однако общей ситуации это не поможет, так как бразильский кофе не считается продуктом высшего качества.
При этом снижение урожая кофе совпало с растущим на него спросом. За последние 5 лет спрос на кофе вырос на 8% в США и почти на 6% в Европе. Ежегодно спрос повышается на 1—2% ежегодно.
По мнению российских экспертов, скачок оптовых цен на кофе может вызвать его подорожание в рознице, по предварительным прогнозам, на 15% уже к концу 2010 года. Естественно, подорожают и продовольственные товары, в состав которых входит кофе, прежде всего кондитерские изделия, предупреждают специалисты. Для москвичей, ежедневно сталкивающихся с тем, что в их городе цены на кофе — одни из самых высоких в мире, это означает одно — денег на поддержание жизненного тонуса будет расходоваться еще больше.
Из-за грядущего подорожания кофе также растет риск столкнуться со снижением качества продукта в рознице. Дело в том, что теперь, чтобы оптимизировать расходы, многие компании вынуждены покупать зеленый кофе для дальнейшей обжарки из старых запасов. Эта технология, предполагающая добавление значительной доли низкокачественного кофе, неизбежно ухудшает вкусовые качества конечного продукта.