Налоговики упростили себе жизнь

ФНС предложила сделать УСН обязательной для малого бизнеса

Владельцы малых компаний бьют тревогу из-за планов правительства перевести компании с оборотом до 60 млн. рублей в год на упрощенную систему налогообложения. В ФНС полагают, что это позволит упростить работу предприятий. Однако многие компании готовятся к разорению и банкротству.

ФНС предложила сделать УСН обязательной для малого бизнеса

Сейчас для малого бизнеса мирно сосуществуют упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. Однако последний стремительно теряет позиции, что вызывает раздражение у владельцев малых компаний. Причина проста: упрощенка для бизнеса попросту невыгодна, потому что она возвращает старую практику контроля со стороны госорганов, о которой уже успели забыть. “Мы отменили контрольно-кассовую технику для плательщиков ЕНВД, то есть сейчас даже проверять нечего. Предприниматель уплатил налог — и больше никаких претензий со стороны государства к нему нет. Зачем тогда изобретать велосипед, если и так уже все хорошо? Зачем опять перемещать нас в другую систему налогообложения?” — возмущается член Правления “Опоры России” Наталья Чудакова. Основная цель упрощенки — посчитать разницу между доходами и расходами, тогда как ЕНВД платится исходя из площади и места, которое занимает предприятие.

«Идея о переводе всех предприятий, которые работают в пределе 60 млн.руб. на упрощенную систему налогообложения, очень плохая и, честно говоря, вызывает удивление. Кому-то выгодно работать на упрощенке и в пределах 60 млн., а кому-то это будет полный крах, потому как они не имеют права засчитывать НДС, т.к. работают с крупными потребителями. Такие компании окажутся вне рынка, будут выкинуты с него», - считает Александр Иоффе, председатель Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы.

В ФНС считают, что перевод малого бизнеса на упрощенку позволит значительно упростить работу предприятий и самой налоговой службы. По словам замглавы ФНС Сергея Шульгина, в этом случае у налоговой сократятся затраты на проведение проверок, а компании будет тратить меньше сил и средств на отчеты для налоговой. Однако сами предприниматели говорят, что и сейчас у них нет проблем при общении с ФНС. “ЕНВД для нас — самая простая система налогообложения. Говорить о том, что упрощенная система проще, нельзя, это совершенно не так. Система декларирования и документооборот у тех, кто платит вмененный налог и упрощенку, одна и та же. Но те, кто платит ЕНВД, не проверяются так же жестко, как те, кто работает по упрощенке”, — говорит Чудакова.

инфогафика: Ольга Нежельская

Десятилетие разумной налоговой политики позволило сформировать в России массовый малый бизнес как основу среднего класса — социальной базы действующей власти. Причем в эту группу входят не только предприниматели, но и значительная часть наемных сотрудников, работающих у них, так как разрыв в уровне доходов хозяина и сотрудника в малом бизнесе, как и социальные противоречия, существенно меньше, чем в крупном бизнесе. Основными составляющими этой налоговой политики были единый налог на вмененный доход, 14%-ный уровень социальных отчислений от фонда заработной платы, упрощенные режимы налогообложения, плоская шкала подоходного налога.

ЕНВД можно ставить на первое место. “Этот налоговый режим уникален, так как, являясь абсолютно прозрачным, он исключает возможность конфликта предпринимателя с государством, выводит малый бизнес из-под чиновно-фискального произвола. Именно этот факт вызвал максимальное недовольство у властных структур, потерявших рычаги административного давления на широкую социальную группу”, — объясняет предприниматель Ольга Данилова. По ее мнению, с 2010 года политика в отношении малого бизнеса в стране поменялась: вместо поддержки взят курс на его уничтожение. Введение с 2011 года ЕСН со ставкой 34% приводит к необходимости уменьшения фонда заработной платы на 15% или повышения цен на товары и услуги на 5—6%. Для большинства малых предприятий это неприемлемо. В результате придется возвращаться к полулегальным “серым” схемам выплаты зарплат. Это в свою очередь делает малый бизнес более уязвимым перед коррупционно-бюрократическим давлением.

  

Правда, ФНС дает бизнесу и сладкую морковку в виде сокращения времени по общению с налоговой. По словам Шульгина, имеет смысл перейти на годовые периоды налоговой отчетности от ежемесячного и ежеквартального. Однако бизнес это не радует. Отмена с 2011 года ЕНВД для большинства сфер деятельности, и в особенности для торговли, — мера просто убийственная.

Если сегодня плательщики ЕНВД могут обходиться без бухгалтеров или пользоваться дешевыми услугами аутсорсинговых компаний, то после его отмены им понадобятся большие бухгалтерские штаты и дорогостоящие программно-аппаратные комплексы учета. “Придется возвращаться к отмененному режиму обязательного применения кассовых аппаратов. Но главное — это возвращение к состоянию, когда даже в “правильной” бухгалтерии налоговая может “накопать” ошибок достаточно, чтобы мгновенно разорить предприятие”, — готовится к худшему Данилова. Она открыто заявляет о том, что готовится закрыть свой розничный бизнес. Правда, на помощь малым предприятиям еще может прийти МЭР.

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития Андрей Шаров считает, что бизнес должен сам выбирать систему налогообложения. По его словам, для компаний с большими объемами входящего и исходящего НДС упрощенка будет попросту невыгодна. С ним соглашается и консультант Андрей Чернявский: “Если малое предприятие сотрудничает со средними и крупными, то УСН ему невыгодна. Затраты крупных предприятий содержат НДС, а если его невозможно будет возместить, что случится при переходе малого предприятия на УСН, то на сотрудничестве крупных и малых предприятий будет поставлен крест”. Подобное сотрудничество очень развито среди предприятий общественного питания и торговли. То есть принудительное введение УСН может разорить многие мелкие предприятия из этих отраслей. С другой стороны, для предприятий, занятых в производстве, катастрофических изменений не произойдет, так как они преимущественно используют УСН. Плюс подобных законодательных изменений — в том, что они позволят избавиться от фирм-однодневок, так как упрощенка предполагает обязательное применение контрольно-кассовой техники.

“Главная причина, по которой ФНС предложила сделать УСН обязательной для малого бизнеса, — оптимизация собственной работы. Затраты на проверку малых предприятий такие же, как и на проверку крупных, а получаемые налоги значительно меньше”, — считают специалисты. По их мнению, малый бизнес должен иметь право на выбор, однако сейчас в этом выборе ему отказали.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру