Работа предприятий сферы услуг в первом полугодии 2010 года проходила в “условиях сужения спроса”. К такому выводу пришел Центр конъюнктурных исследований ГУ-ВШЭ, замерив деловой климат 4,2 тыс. малых и средних компаний, организаций в 30 российских регионах. Среди факторов, оказавших негативное воздействие на состояние делового климата, чаще всего назывался недостаток финансовых средств. Это отметили более половины опрошенных (51%).
Интересно, что максимальное воздействие этого фактора ощутили организации, финансируемые преимущественно из бюджета, — учреждения образования (78% респондентов) и здравоохранения (63%), а также транспортные компании (68%). Недостаток финансов не был столь критичным для частных компаний.
Лимитировал деятельность сферы услуг и существующий уровень налогообложения — этот фактор отметили 36% опрошенных. Чаще других на высокие налоги ссылались руководители организаций сухопутного транспорта (55%), а также гостиниц и ресторанов (51% участников опроса).
Недостаточный спрос на услуги мешал развитию бизнеса трети респондентов, в том числе более 40% руководителей транспортных организаций, туристических агентств, гостиниц и ресторанов, организаций, оказывающих финансовые услуги.
Лишь четверть опрошенных руководителей малых и средних компаний отметили недостаток квалифицированного персонала. Еще четверть опрошенных пожаловались на высокую арендную плату и недобросовестную конкуренцию. К этим факторам оказались наиболее чувствительны транспортные организации и туристические агентства, учреждения здравоохранения.
Сложности с получением кредита испытывали 9% опрошенных, на высокий процент кредита указали 16%, на недостаток помещений — 18%, на недостаток оборудования — 19%.
При всех жалобах на условия ведения бизнеса большинство руководителей обследованных компаний заявили, что смогли сохранить свою нишу на рынке услуг и уверены в своей конкурентоспособности. Переписать ценники во втором полугодии планируют 14% руководителей. И всего 5% опрошенных признают действующие цены “слишком высокими”. Меньше всего намерены поднимать цены компании, специализирующиеся на оказании финансовых услуг: 92% руководителей таких компаний решили, что расценки на их услуги соответствуют “нормальному” уровню. Зато решительно настроены на увеличение цен руководители ресторанного и гостиничного бизнеса (26%), а также туристических агентств (30%).