Виртуальное государство

Очереди за справками перемещаются в Интернет

С 1 апреля 2010 г. в Интернете стартовал самый амбициозный виртуальный проект федеральных властей — портал gosuslugi.ru. Сейчас он еще только набирает обороты, работая пока с ограниченным набором функций. Но в правительстве уверены, что в самое ближайшее время ресурсы этого сайта помогут любому желающему получить несколько сотен услуг федерального и регионального уровня. Таким образом, живое общение чиновников и граждан будет сведено к долгожданному минимуму. Как выглядит сейчас набор виртуальных услуг, выяснил “МК”.

Очереди за справками перемещаются в Интернет

Код в конверте


Единый портал государственных и муниципальных услуг призван сократить очереди в госучреждения и сделать процесс общения с государством легким и приятным. Погасить штраф ГИБДД, заказать загранпаспорт, подать жалобу или заказать документ из архива на сайте возможно при помощи нескольких кликов. Учитывая, что россиянин тратит на очереди в среднем 27 минут в день (а это самый большой показатель в мире), идея достаточно полезная. Правда, как чаще всего у нас случается с амбициозными проектами и полезными идеями, различные проблемы стали преследовать портал государственных услуг с самого начала его работы.


Главной претензией пользователей сайта стала процедура регистрации. Доступ ко всем сервисам портала откроется только после того, как вы зарегистрируетесь, указав свою фамилию, имя, адрес проживания, адрес электронной почты, номер мобильного телефона, а также номера свидетельства пенсионного страхования (СНИЛС) и идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Если вы не знаете номер своего пенсионного, придется по совету портала обратиться в отделение Пенсионного фонда. А если вы забыли номер своего ИНН или, не дай бог, у вас его нет в принципе, зарегистрироваться на сайте госуслуг не удастся. К слову, получение ИНН вообще не является обязательной процедурой. На сайте он требуется по ряду причин: создателям портала необходимо знать, в каком субъекте РФ вы зарегистрированы, номер вашей налоговой инспекции и сведения о вашей налоговой истории. Если же со СНИЛС и ИНН проблем нет, регистрация не должна составить больших проблем — сначала сайт попросит заполнить анкету с обязательным указанием всех вышеперечисленных данных. Затем придется дать согласие “на обработку персональных данных в рамках использования функциональных возможностей Единого портала государственных и муниципальных услуг” и подтвердить, что, предоставляя свое согласие, вы действуете “своей волей и в своем интересе”. После система начнет отправлять коды подтверждения на указанные вами электронную почту (в виде письма-сообщения) и на мобильный телефон (в виде sms). Коды необходимо ввести в соответствующие поля, и дело останется за малым. Как только номера ИНН и СНИЛС пройдут проверку (эту операцию система, к счастью, делает самостоятельно), сайт сообщит, что в течение двух недель обычной почтой на указанный вами адрес проживания будет доставлено заказное письмо с кодом активации — своего рода электронный ключ от личного кабинета. “Обращаем Ваше внимание, что получение письма с активационным кодом в почтовом отделении происходит по предъявлению документа, удостоверяющего личность (паспорта или документа, его заменяющего)”, — предупреждает сайт. Но предупредить почтальонов он не в силах, поэтому письмо может оказаться и в почтовом ящике и на руках у ваших родственников и соседей, которые открыли дверь почтальону вместо вас.


За границу по Всемирной паутине


Наконец, когда последний код будет на руках, можно приступить к получению государственных услуг онлайн. Самая популярная — получение загранпаспорта. Конечно, получить его, вообще не выходя из дома, не выйдет. В местное отделение Федеральной миграционной службы (ФМС) придется идти два раза. В первый раз, чтобы занести документы и сделать фотографию, второй — чтобы забрать паспорт. Плюс ко всему предстоит поход в Сбербанк для оплаты госпошлины. Зато заявление на получение загранпаспорта как раз можно заполнить и подать через портал, сверившись с приложенным образцом. Но оповещения о том, что ваш паспорт уже готов, на сайте не предусмотрено — придется время от времени звонить или ходить в паспортный стол и спрашивать о готовности. Зато у тех, кто заказывал паспорт “через Интернет”, есть небольшое преимущество. В отделениях ФМС их обслужат без очереди.


Также с помощью портала госуслуг можно заполнить заявление на выдачу или замену общегражданского паспорта, зарегистрировать гражданина по месту пребывания, запросить справочную информацию в отношении себя или другого физического лица.


В общем, на портале перечислены 19 ведомств и министерств, которые предоставляют различные электронные услуги. Особого внимания заслуживает раздел МВД, где в режиме онлайн можно подать заявление о преступлении, проверить наличие выписанных штрафов по номеру водительских прав или госномеру автомобиля. Стоит отметить, что в электронной базе собраны сведения о штрафах, выписанных после 1 января 2010 года. Также в разделе МВД можно записаться на техосмотр.


В разделе Пенсионного фонда Российской Федерации можно узнать состояние своего лицевого счета и начисленные работодателем страховые взносы, а также запросить выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Кроме того, в разделе Пенсионного фонда можно оформить заявления о добровольной уплате страховых взносов на накопительную часть пенсии и на подачу отчетности по страховым взносам.


А в разделе Министерства культуры можно запросить информацию о том, в какой библиотеке находится та или иная книга. Однако большинство сервисов пока содержит лишь справочную информацию.
В целом путем внедрения электронных технологий можно развивать все направления деятельности государства — от организации госзакупок до расширения доступа населения к культурному наследию. Однако развитие информационного общества во многом тормозят, так сказать, “прямо на местах”. Комплексный план развития информационного общества подготовил 81 регион, хотя соответствующее поручение было дано еще в декабре 2009 года. Ненецкий автономный округ и Ингушетия до сих пор не предоставили свои планы развития. Из выделенных средств на информатизацию органов власти будет затрачено 50%, на информатизацию образования отводится около 23%, здравоохранение — 12%, систему обеспечения безопасности — 10%, а культуры — только 5%.



Эксперты “МК”:


Владислав КОРОЧКИН, вице-президент “ОПОРЫ России”:


— Я слышал разные отклики об электронных госуслугах правительства. Но думаю, что на данном этапе их качество слишком высоким быть не может. Эта система, по сути, новая и требует серьезной отладки. На мой взгляд, лучшее, что было предпринято, — это введение уведомительного порядка регистрации малого бизнеса. Он уже реально действует и в принципе себя оправдал — например, малые предприятия по производству продуктов питания смогли вздохнуть свободно и сэкономили серьезные деньги на отсутствии бюрократической волокиты. Мы надеемся, что список будет расширен и для других видов бизнеса, которые также можно будет регистрировать простым уведомлением. Проблем с лицензированными видами деятельности тоже должно стать меньше. Новый проект федерального закона о видах предпринимательской деятельности, подпадающих под лицензию, содержит меньший список этих видов, чем сейчас. С другой стороны, выдача разрешения на начало ведения любого бизнеса, по сути, и есть закамуфлированное лицензирование. Мы бы не хотели, чтобы такое происходило впредь. Контрольные органы должны следить за предприятием уже после начала его работы.


Александр ОРЕХОВ, начальник управления клиентских отношений и маркетинга ИФК “Солид”:


— Конечно, инициативу государства в этом направлении нельзя не похвалить. Перевод части услуг в виртуальное пространство действительно должен хотя бы проредить очереди в присутственных местах. Тем более что во многих отраслях эта форма взаимодействия между гражданами и организациями развита и прекрасно себя зарекомендовала. Достаточно вспомнить оплату “коммуналки” через терминалы вместо стояния в очередях в банках. А сами банки предлагают своим клиентам онлайн-обслуживание. В то же время очевидно, что система оказания гражданам виртуальных услуг оказалась сырой и довольно громоздкой. В первую очередь это связано с порядком регистрации на сайте, где надо вводить массу данных, которые большинство людей в повседневной жизни попросту не помнят. В этом плане, чтобы получать онлайн-услуги, например, от банка, гражданину требуется гораздо меньше усилий. И вот этот момент, я думаю, государство могло бы перенять в качестве полезного опыта у бизнеса.


Впрочем, надо еще отметить, что коммерческие виртуальные услуги в основном платные, а государство, насколько я знаю, кроме пошлин, других комиссий за оформление не берет.


Самые удобные онлайн-сервисы на ведомственных сайтах:


— Росреестр. С помощью этого ресурса можно скачать и заполнить в автоматизированном режиме бланки разного рода заявлений. А также посмотреть интерактивную кадастровую карту и узнать кадастровую стоимость участка.


— Федеральная налоговая служба. На сайте этого ведомства можно узнать свой ИНН, а потом через “Личный кабинет налогоплательщика” можно посмотреть, есть ли задолженность по имущественному, транспортному, земельному налогам, налогу на доходы физических лиц и распечатать платежный документ.


— Федеральная служба судебных приставов. Портал предоставляет массы различных баз данных. Можно посмотреть арестованное имущество, переданное на реализацию (торги, комиссионная продажа), реестр должников — организаций и индивидуальных предпринимателей, реестр физических лиц, объявленных в розыск в рамках исполнительных производств, реестр разыскиваемых подозреваемых, базу розыска автомобилей должников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру