Последним шансом для марки был заказ от авиакомпании правительства Москвы «Атлант-Союз». На авиасалоне МАКС-2009 было заявлено о намерении приобрести 15 Ту-204СМ. Однако достичь договоренности о цене так и не удалось - авиакомпания хотела особых скидок, производитель упирал на дороговизну продукта.
Напомним, что Ту-204 (и его модификация Ту-214) должны были стать такими же массовыми, как в свое время Ту-134 и Ту-154. Но из-за затянувшейся разработки Ту-204 проектировался вплоть до перестройки, а первый полет лайнер совершил в 1989 году.
В это время российский рынок пусть и с ограничениями, но открылся для зарубежной техники. И тут выяснилось, что многим компаниям выгоднее покупать подержанные иностранные лайнеры, чем вкладываться в российские "Ту". В результате Ту-204 и Ту-214 было произведено всего около 50 единиц, причем треть из них сейчас не летает. В 2008 году лизинговая компания «Ильюшин финанс» подписала контракт на приобретение сразу 31 самолета Ту-204СМ-100, одной из модификаций лайнера. На них нужно было найти конечного покупателя.
Последним шансом для «тушки» является масштабный зарубежный заказ. По некоторым данным, сейчас ведутся переговоры с Сирией и Ираном о поставке крупных партий Ту-204. Чем они завершаться - неизвестно. «Теоретически сирийский и иранский заказы способны сформировать рентабельную серию», — сказал "Коммерсанту" главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. П его мнению, российскому авиапрому мешает не только недостаток заказов, но и низкие темпы производства и проблемы с техобслуживанием.
Основа программы Ту-204 - бюджетные средства, выделенные на создание Ту-204СМ, поясняет глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Это будет не первый раз, когда деньги на разработки оказались потрачены впустую: из-за отсутствия заказов были закрыты проекты транспортного Ил-112 и пассажирского Ту-334, напоминает он. Эксперт предупреждает, что если руководство Сирии не закажет Ту-204 в ближайшие недели, программа наверняка будет закрыта.