"В 2019 году в Минприроды поступило порядка 2 тысяч обращений по вопросам взаимодействия населённых пунктов и администраций национальных парков и заповедников, - рассказала заместитель министра Природных ресурсов и экологии РФ Елена Панова. - Их можно разделить на две части: граждане обращаются по вопросам оформления имущественных прав, органы власти – по развитию социально-значимой инфраструктуры. Причины этих обращений: несовершенство действующего законодательства и запретительные меры, которые не играют значимой природоохранной роли, но существенно влияют на жизнь местного населения. Необходимость принятия решений назрела давно и сегодня пора их принимать. После тщательного изучения этого вопроса, консультаций с экспертами, жителями, руководителями российских ООПТ, мы предлагаем рассмотреть вариант, дающий возможность бережно и устойчиво развиваться и жителями, и природе. Принимать очередные половинчатые меры – неэффективно".
Панова предложила законодательно установить некую функциональную зону для населенных пунктов, расположенных в нацпарках и заповедниках, в которой и жители, и местные администрации смогут вести хозяйственную и социально-экономическую деятельность, не сталкиваясь с барьерами и чрезмерными запретительными мерами. Органы власти на местах в свою очередь обязаны будут определить границы населенных пунктов и внести эти сведения в ЕГРН в максимально короткие сроки.
"Пора перестать себя обманывать. Мы не сможем реализовать ни один механизм, если у населенных пунктов не появится границ, - заключила Панова. - Аналогичную работу мы ведем по установлению границ ООПТ и надеемся завершить ее в 2022 году. Границы – сегодня первичны".
В свою очередь Альбина Дударева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды, подчеркнула, что Общественная палата сегодня ведет деятельность по опросу граждан по этой теме.
"Несмотря на все сложности и ограничения, люди просят оставить ООПТ, - заверила она. - Да, они просят ослабить режимы хозяйствования, но почти все, даже те, кто живет на Байкале, просят оставить им статус ООПТ".
Особое напряжение наблюдается на сегодняшний день в Москве и Московской области. На общественные слушания в Общественной палате пришло большое количество людей. Они выступили категорически против того, чтобы зоны ООПТ сегодня трогали. Заслуженный эколог России Всеволод Степаницкий, советник генерального директора АНО «Дальневосточные леопарды» отметил, что в экспертном экологическом сообществе сейчас присутствует четкое понимание того, что необходимо прекратить практику многолетнего ущемления интересов местного населения, проживающего на ООПТ, путем введения запретов и административных барьеров. Многие запреты и барьеры не играют сколько-нибудь существенной природоохранной роли, но при этом создают социальную напряженность, работают на дискредитацию идеи территориальной охраны природы в обществе, идут вразрез с задачей обеспечения действенной общественной поддержки ООПТ как объектов национального достояния. Кроме того, такое положение вещей ставит под удар и реализацию одного из федеральных проектов Национального проекта «Экология», который предполагает создание 24 новые особо охраняемые территории к 2024 году. А значит, вырастет и количество людей, проживающих на этих ООПТ.
"Вроде бы простейшее решение вопроса – взять и «вырезать» населенные пункты из территорий ООПТ – обсуждается уже несколько последних лет на самых авторитетных площадках, и значительная часть членов экспертного сообщества выступала против этих поправок, - сказал он. - Вряд ли изменится ситуация и сегодня, если взять тот законопроект, который подготовлен сенаторами. Он отличается исключительной правовой легковесностью.
Как быть с тем, что действующий закон об ООПТ предусматривает, что для жителей населенных пунктов на территории ООПТ устанавливаются в одной из функциональных зон возможности для природопользования? Как быть с тем, что сегодня закон устанавливает возможность строительства и эксплуатации линейных сооружений, необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов именно в составе ООПТ? Ведь эти вырезанные населенные пункты не в космос улетят. Необходимо тогда более фундаментально править закон, что в предложенном законопроекте почему-то не рассматривается".
Никак не может являться панацеей и предложение о так называемой компенсации на ту же площадь или даже на бОльшую площадь. И это даже не потому, что, скажем, на Командорском архипелаге земли другой нет, там даже территориальных вод для компенсации не осталось. На практике смысла в этом нет даже в национальном парке «Русский север». В свое время парк проектировался как единая территория, сохраняющая и природное, и культурное наследие. Именно этим он славится, и вырезать оттуда эти населенные пункты и прирезать к нему просто лесные участки будет означать пересмотр всей концепции.
Никак не может быть принят во внимание и довод о том, что сегодня и так законодательство об охране памятников истории и культуры решает этот вопрос.
"На наш взгляд, имеется достаточно простое альтернативное решение, позволяющее без изменения границ и площадей, нарушения территориальной целостности ООПТ полностью снять эти причины, порождающие конфликты с местным населением, - заметил Степаницкий. - Для этого необходимо одним федеральным законом внести изменения в четыре законодательных акта: федеральный закон об охране природных территорий, Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, закон об экологической экспертизе в части запрета на предоставление на территории национальных парков земельных участков для ИЖС в границах населенных пунктов, в части прекращения института согласования вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов в границах населенных пунктов в национальных парках с Минприроды России, в части отмены ограничения оборотоспособности земельных участков, в части отмены требования о получении разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капстроительства на территории ООПТ непосредственно в Минприроды России, отмены согласования вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов с Минприроды России, отмены обязательности государственной экологической экспертизы проектной документации строительства и реконструкции социально значимых объектов в границах населенных пунктов на ООПТ.
Это не потребует фрагментирования территории национальных парков, выводить из-под их юрисдикции объекты историко-культурного наследия, сохранит возможность проведения общего экологического контроля, при этом исчезнут ключевые правовые нормы, дающие повод для социальных конфликтов".
В природе всё взаимосвязано, напоминают эксперты. "Если мы понавырезаем огромное количество территорий, то контролировать природное взаимодействие на ООПТ мы не сможем, - напомнили специалисты ОНФ. - Сохранение целостности всего, что попадает в границы этих территорий, и с точки зрения сохранения определенного уклада жизни, и с точки зрения экологического контроля очень важно".
Теперь вы знаете об экологии немного больше. Проверьте насколько, пройдите наш