Что скрывает могила полководца?

Легендарного русского полководца Петра Багратиона хоронили три раза

Сначала в селе Сима, где герой сражений с Наполеоном скончался от раны 12 сентября 1812 г. А потом на Бородинском поле. Причем дважды...

Легендарного русского полководца Петра Багратиона хоронили три раза
Фото из архива Ивана Лаптева

тестовый баннер под заглавное изображение

Полковник Иван Лаптев принимал участие в последнем из этих погребений, проведенном в 1987 году. Именно ему было поручено армейским начальством организовать «отдание воинских почестей». Несколько лет назад я получил от Ивана Федоровича письмо, в котором он высказался весьма категорично: «Я твердо заявляю, что никакого праха в гробу не было!».

Почему знаменитого воина уже в наше время пришлось хоронить на поле русской воинской славы почти в засекреченном режиме? Неужели нынешняя могила героя — бутафория?!

Об этом в сегодняшнем номере «НП».

Первое из «бородинских» захоронений Багратиона состоялось в 1839 году по воле царя Николая Первого. Русский император вместе с большой свитой и 120-тысячным войском присутствовал на церемонии открытия монумента на батарее Раевского, построенного над склепом, куда торжественно перенесли из Симы останки «чудо-богатыря русской армии».

Вряд ли кто-нибудь тогда мог даже вообразить, что могила замечательного полководца будет уничтожена его же соотечественниками. Однако именно так и произошло в 1932 г. К этому времени в большевистской России Петр Иванович Багратион оказался «переквалифицирован» из национальных героев в «какого-то царского генерала» (читай контрреволюционера, по тогдашним понятиям). А величественный монумент над его могилой превратился для чиновников от пролетарской культуры в заурядное сооружение из чугуна, которое надо немедленно сдать на переплавку в трест «Металлолом»...

Ломать не строить. С помощью динамита главный памятник бородинского мемориала легко превратили в груду обломков. Склеп Багратиона разрушило взрывом, и останки князя Петра Ивановича оказались безжалостно вышвырнуты оттуда прочь.

Яму на месте уничтоженного захоронения потом стыдливо заровняли песком. А буквально через несколько лет — к 125-летнему юбилею Бородина — «исторический» генерал был реабилитирован! По указанию «сверху» на позорном песчаном пустыре спешно воздвигли простенький бетонный «камушек»: мол, здесь покоится герой Отечественной войны Багратион.

Еще полвека спустя, к очередной «круглой» дате — 175-летию Бородинского сражения, взорванный монумент решили воссоздать заново. И Багратиона под ним похоронить по-настоящему — чтобы все стало, как прежде.

Второе «бородинское» погребение князя Багратиона состоялось 18 августа 1987 года. Было оно обставлено гораздо скромнее, чем то, во времена царя Николая: взвод солдат, маленький духовой оркестр и четверо офицеров, несущих гроб. Возглавлял печальную процессию Иван Лаптев. Вот что он написал в своем письме:

«...Именно мне поручили перезахоронить Багратиона. В то время я был полковником, начальником политотдела дивизии и служил вблизи поселка Бородино. Меня вызвал к себе 16 августа командир дивизии, генерал-майор С.М.Ходькин, и приказал подготовить все для похорон. На это я ему возразил, что церемонию по перезахоронению такого полководца, каким был Багратион, должен возглавлять как минимум министр обороны. Но приказ есть приказ! Я проштудировал статью устава «Отдание воинских почестей при погребении» и подготовил все необходимое... Во время перезахоронения мне удалось увидеть содержимое гроба — он был совершенно пуст...»

Фото из архива Ивана Лаптева

Лаптев попытался выяснить, куда же могли деваться из оскверненного большевиками в 1932 году склепа останки русского героя. Иван Федорович расспрашивал местных старожилов. От них он узнал, что после взрыва кости Багратиона еще долго валялись около дороги. «Как мне поведали жители окрестных сел — Бородина, Горок, Семеновского, — эти самые кости темной ночью подобрали добрые люди: монашка и старик. Именно они и схоронили останки легендарного полководца... Эти люди вскоре умерли, унеся с собой тайну — место захоронения князя Петра Ивановича».

Некоторую ясность в эту прямо-таки детективную историю, рассказанную полковником, внес археолог Евгений Морев, с которым вашему корреспонденту довелось встретиться. В свое время именно этот специалист занимался раскопками на месте взорванного монумента.

— Рассказ про монашку, якобы схоронившую уцелевшие после взрыва кости Багратиона, мне тоже доводилось слышать, — подтвердил Евгений Иванович. — Однако насчет того, что в восстановленном склепе поставили абсолютно пустой гроб, уважаемый автор письма ошибается...

В 1985 г. Морев обнаружил руины багратионовского склепа, заваленного землей и всяким мусором. Вот здесь-то археологу и его помощникам удалось отыскать фрагменты останков славного генерала.

— Выделенные мне в помощь солдаты прониклись ответственностью порученного им дела и действовали очень аккуратно. Они перебирали грунт из раскопа буквально на кончиках пальцев... За два месяца кропотливой работы мы извлекли из мусора 4 пуговицы, лоскутки старой мундирной ткани, фрагменты эполет, обрывки кожаных ремней... А главное — обломки костей: кусочки черепа, ребер, кистей рук, позвонков... Конечно, находки были очень малы по своим размерам — все они уместились бы в ладонях взрослого человека.

Собранные останки Евгений Иванович повез в столицу: надеялся там провести их экспертизу. Но денег на подобные работы в утвержденной смете по восстановлению могилы Багратиона предусмотрено не было. Так что даже транспортировать прах легендарного героя сражений с Наполеоном ученому пришлось самым примитивным образом — как обычную «ручную кладь»: в рюкзаке, положенном на багажную полку пригородной электрички. Потом бородинские находки долго лежали в рабочем кабинете Морева, дожидаясь своего часа. Увы! Проблемами идентификации останков давно убитого царского генерала в те советские годы никто не жаждал заниматься. От настойчивого энтузиаста-археолога все попросту отмахивались. В результате по прошествии нескольких месяцев бесплодных попыток Евгений Иванович возвратил багратионовский прах в Бородино.

— Перед совершением ритуала повторного захоронения генерала на Бородинском поле в августе 1987 года найденные нами останки были зашиты в шелковый мешочек, который и положили в гроб, который и был потом перенесен в восстановленный на батарее Раевского склеп. Конечно, мешочек этот получился очень маленьким, и Иван Федорович Лаптев мог его просто не заметить. Кроме того, в могилу поместили еще капсулу-гильзу, запечатав в нее копию акта о проведенных раскопках и сделанных при этом находках.

Саму процедуру предания земле многострадального праха русского генерала-героя провели очень скромно — фактически «в рабочем порядке». Кроме солдат, приведенных полковником Лаптевым, на похоронах присутствовали только сотрудники Бородинского музея и строители, занимавшиеся восстановлением склепа и памятника.

Фото из архива Ивана Лаптева

Куда пышнее было организовано открытие восстановленного главного монумента на батарее Раевского, состоявшееся через пару недель — в 175-летнюю годовщину Бородинской битвы. Тут были и толпы людей, и парадные шеренги войск, и салют... В Бородино приехали «многозвездные» генералы, руководители области и района. Мероприятие почтил своим присутствием даже один из секретарей ЦК КПСС.

Конечно, возникает вопрос: разве нельзя было совместить обе эти церемонии и похоронить Багратиона одновременно с открытием памятника, при всем стечении народа?

Сотрудники, работавшие тогда в Бородинском музее, объяснили ситуацию чисто техническими трудностями:

— Склеп и монумент расположены очень близко друг к другу. Так что стилобат — нижняя часть памятника — буквально нависает над могилой генерала. В 1987 году мы просто не смогли бы закончить полное восстановление монумента до тех пор, пока склеп не был замурован. Вот по этой причине и пришлось захоронить прах Багратиона еще до завершения всех строительных работ.

Но куда же все-таки делась основная часть останков легендарного генерала? Зарыта неведомой монашкой где-то на сельском кладбище Бородина?

Главный специалист Государственного архива Российской Федерации Игорь Тихонов, долгие годы собирающий материалы о князе Петре Ивановиче, рассказал и об иных версиях, которые доводилось слышать:

— Они, правда, отличаются друг от друга лишь некоторыми деталями. Утверждают, например, что одна из местных жительниц собрала кости, валяющиеся вокруг взорванного склепа, положила их в деревянный ящик и закопала в соседнем Спасо-Бородинском монастыре — к юго-востоку от Спасской церкви. В других рассказах фигурирует некая учительница сельской школы, якобы зарывшая кости в овраге... Я пытался найти какую-то более достоверную информацию на сей счет, но безрезультатно.

Тихонов считает, что целенаправленный поиск этого легендарного захоронения вряд ли может увенчаться успехом, если только не вмешается его величество случай. А потому остается признать, что сейчас все уцелевшие останки Багратиона погребены в склепе на Бородинском поле.

Игорь Сергеевич напомнил и еще одну «сказку», касающуюся уничтожения могилы князя Петра Ивановича в 1932 году. Мол, организаторы этой варварской акции на самом деле охотились за орденами генерала.

— Как известно, Багратион был отмечен высшими наградами России — в том числе орденами Андрея Первозванного, Александра Невского... Орденские знаки изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Однако в склепе их никогда не было. Дело в том, что по существовавшему в России порядку после смерти награжденного его ордена отнюдь не клали в гроб, а обязательно сдавали в так называемый орденский капитул. Эти знаки отличия затем могли быть снова использованы для награждения. Мне удалось найти документ о передаче орденов убитого генерала Багратиона в капитул — он датирован 27 ноября 1812 года и подписан адъютантом князя подполковником С.Брежинским.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру