Четырехколесные сокровища

В Подмосковье можно найти останки ретромашин, не взятых под опеку музеями и коллекционерами

Корреспондент «НП» обнаружил «сокровища» в Ногинском и Сергиево-Посадском районах.

В Подмосковье можно найти останки ретромашин, не взятых под опеку музеями и коллекционерами
Уникальный ЗИС уже много лет “работает” сараем.

Третий рейх на подступах к Ногинску

Охота за кладами — занятие увлекательное. Но сокровища бывают разные. Кому-то подавай золото-брильянты, кому-то — старинные книги… А для некоторых энтузиастов нет ничего ценнее, чем обнаружить в укромном месте «доисторический» экземпляр какого-нибудь технического устройства.

Полигон. Закрытая для посторонних и потому чреватая всякими интересными находками зона. Конечно, совершать поисковые вылазки на территории действующих полигонов — занятие весьма опасное. Другое дело — полигоны заброшенные. Один такой удалось обнаружить в Ногинском районе.

Остатки каких-то учебных полос препятствий, несколько обветшавших макетов жилых домов, собранных из бетонных плит и панелей, заросшие травой колеи проселка, ведущие в лес… А там буквально в полукилометре от опушки…

Признаюсь честно, если бы не подсказка случайно встретившегося по пути грибника — жителя одной из соседних деревень, вашему корреспонденту ни за что не догадаться бы об этом «кладе». Свернув в указанном им месте с торной дороги и пройдя еще несколько десятков метров, удалось обнаружить среди деревьев какие-то ржавые останки машин. Вот эта железяка похожа на крыло (даже кронштейн от фары уцелел!), а это — кусок рамы с частью переднего бампера, снабженного буксировочным крюком… Чуть в стороне под елкой валяется фрагмент рулевой колонки, рядом ветхие железные и деревянные детали явно обозначают форму крыши кабины, тут же валяются куски покрышек, на которых уцелели заводские обозначения: Colombes Goodrich, Colombes France 230-20.

Судя по рассказу аборигена, все эти фрагменты принадлежат нескольким немецким грузовикам и автобусам времен Второй мировой. Раньше здесь валялись и рамы от четырех или пяти автомобилей, однако не так давно они исчезли — похоже, обитатели соседних садовых участков нашли им применение в своем хозяйстве.

Трофейные машины, пришедшие в негодность, притащили на полигон еще в давние времена. Судя по всему, их использовали здесь как мишени или в качестве макетов для каких-то тренировок солдат, а потом то, что осталось, уволокли в чащу леса и бросили там за ненадобностью.

Возможно, на сегодняшний день обнаруженное «автокладбище» — это самое близкое к столице место, где сохранились «немузеефицированные» останки немецкой колесной техники военных лет.

Когда-то это железо было частью фашистского грузовика.

Раритет посреди огорода

Второй колесный уникум, о котором пойдет речь, можно даже увидеть из окна электрички. Но это удастся лишь, если точно знать, что он тут есть. В итоге тысячи людей проезжают мимо, даже не догадываясь о существовании автомобильного раритета на окраине городка Хотьково.

Прямо посреди приусадебного участка врос в землю какой-то старый металлический вагон. Скругленные углы кузова, овальные «форточки» над окнами по бортам… А вот еще одна характерная примета: колесные арки сильно сдвинуты назад — так, что со стороны «хвоста» они оказались почти у самого края кузова, а впереди, наоборот, образовался огромный свес. Все эти индивидуальные черты позволяют безошибочно установить «личность» данного агрегата. Перед нами первый серийно выпущенный в СССР цельнометаллический автобус вагонной компоновки ЗИС-154.

— Машину поставил здесь еще в начале 1960-х мой покойный дядя, — рассказал владелец дома Виктор Владимирович. — Он купил на одном из автопредприятий соседнего Загорска, нынешнего Сергиева Посада, списанный автобус по цене металлолома, прикатил на участок и устроил внутри свою мастерскую. Чтобы освободить пространство расположенного сзади моторного отсека, на огороде прямо возле автобуса выкопали яму, туда «сковырнули» двигатель и сверху засыпали землей. Но в целом «сто пятьдесят четвертый» сохранился очень неплохо, даже «родная» фанера на полу не сгнила...

Нынешний хозяин использует доставшийся по наследству колесный «реликт» в качестве сарая и ни в коем случае не собирается его уничтожать: знает, что машина очень редкая.

СПРАВКА

Первый советский серийный автобус вагонной компоновки с несущим металлическим кузовом ЗИС-154 был спроектирован по образцу машины, выпускавшейся американской фирмой GMC. Уникальной особенностью «сто пятьдесят четвертого» стал его привод: в автобусе использована комбинированная дизель-электрическая силовая установка. От дизеля мощностью 110 л.с. вращение передавалось на вал генератора, который вырабатывал энергию для питания тягового электродвигателя постоянного тока, через карданный вал «сцепленного» с задними колесами.

Опытный образец ЗИС-154 собрали в конце 1946 г. Новый автобус оказался для водителей настоящим чудом. За счет необычного привода управлять им оказалось очень просто: скорость хода и направление движения регулировалась без помощи коробки скоростей — за счет электрического переключателя. Благодаря этому машина отличалась необыкновенной плавностью хода. Кроме того, водительское кресло было впервые снабжено регулировками по высоте, углу наклона спинки и расстоянию до руля. Салон был рассчитан на 60 пассажиров. Однако этой пассажирской машине суждена была недолгая жизнь. При всех своих плюсах ЗИС-154 оказался слишком сложным в изготовлении и эксплуатации. Достаточно сказать, что листы обшивки кузова крепились у него 6 тысячами заклепок! Наличие двух двигателей и генератора сделало привод автобуса капризным в работе и очень неэкономичным. В результате выпуск «сто пятьдесят четвертых» свернули уже в 1950 г. Завод успел собрать всего 1165 таких машин. Из них на сегодняшний день сохранилось по одному ЗИС-154 в музейных коллекциях в Москве и Петербурге, а кроме того, оказывается, еще и третий экземпляр на огороде в Хотькове. Причем этот автобус — из числа самых последних (заводской номер 1118).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру