Солнце заливает мхатовский дворик, а впереди меня на невообразимой форме каблуках идет девушка. Прикид а-ля пятидесятые годы, фильм «Оттепель». Туфли цвета морской волны, а каблук не вертикально упирается в землю, а, - боже мой, укреплен горизонтально, наподобие платформы.
— Ничего себе туфельки. И что за модель?
— Я в Лондоне купила. На свои, не мама дала, — смущаясь, говорит мне девушка. Она — студентка последнего курса колледжа Табакова Вика Кушим, вместе с соучениками занимает места во втором ряду, в Портретном фойе МХТ. А на первом ряду в одиночестве сидит... Жванецкий.
— Михал Михалыч, у вас разве в «Табакерке» что-то идет?
— Да нет, Олег позвонил, сказал, чтобы я приходил. Деньги даст. А я жадный, вот и пришел, — смеется Жванецкий.
Подтягиваются не только артисты «Табакерки», но и из МХТ им. Чехова, а также художники, хореографы из других театров — те, чьи работы или деятельность заметил Табаков.
А вот и он сам — подтянут, смеется. Вступив на импровизированную эстрадку, спрашивает:
— Отчего у меня сегодня легкий привкус дерьма? Пауза. Возгласы с места: «День театра», «Четверг», «Ну, не знаем».
— Сегодня День внутренних войск МВД, — хитро продолжает худрук МХТ, — но не это главное. Ассигнования на культуру меньше одного процента. Вот отчего. Я вам так скажу, что никто не даст нам избавления: ни Дмитрий Анатольевич, ни Владимир Ростиславович, ни даже… Если сами не сделаем, то ничего не будет.
Табаков знает, что говорит: сам построил подвальную «Табакерку», сам воспитал несколько поколений отличных актеров, сам открыл колледж, за учениками которого стоит очередь режиссеров. А вот и они — красавцы и красавицы — сидят во втором ряду: Павел Шевандо, Антон Мараховский, Никита Еленев, Эдуард Кашпоров, Павел Табаков, Владислав Наумов.
— А ещё две девушки — Изабель и Кристина, — по-театральному красиво объявляет Табаков.
В полном составе за премией выходит «Номер 13D» — уникальный спектакль Владимира Машкова, в течение двенадцати лет переживший успех, затем двухлетний антракт и возрожденный режиссером как Феникс из пепла. А вот и сам постановщик, которого сразу не узнать — Машков сбрил бороду и коротко подстрижен. Говорит залу и Табакову:
— Олег Павлович, я сегодня услышал, наверное, самые главные слова от вас. «Я счастлив», — сказали вы. А если счастливы вы, то счастливы и мы, ваши ученики.
Все аплодируют Табакову, а потом и Михаилу Лобанову, одному из самых лучших педагогов школы-студии МХТ. Среди лауреатов также молодой режиссер Глеб Черепанов, отмеченный Табаковым за детский спектакль «Удивительное путешествие кролика Эдварда» и актер Александр Молочников, блестяще сыгравший этого самого кролика. У табаковской премии самые неформальные номинации. Например, такие: «За умение выражать трагическое в комедии только с помощью пластики тела» (Леонид Тимцуник), или «За возрождение живой жизни в театре им. Евг. Вахтангова». Её абсолютно заслуженно получает Римас Туминас, с 2006 года возглавляющий этот академический театр, хотя премию за худрука получил директор театра Кирилл Крок (Римас со спектаклем «Маскарад» в это время выступает на фестивале в Венгрии).
Гениальный финал от Михаила Жванецкого.
— Табаков мне просто сказал: «Мне нравится твоё творчество» — это как личное письмо. Что это за жизнь такая, актерская? Мы все как попугаи в клетках, сидим на жердочках и накрыты тряпкой. А потом кто-то вдруг р-раз и сорвал тряпку и мы все ла-ла-ла, много и долго.
Но вручением цветов, дипломов и конвертов с крупной суммой денег в этот день Табаков не ограничился. Через несколько часов в Камергерском переулке, аккурат напротив школы-студии МХТ и банка ВТБ торжественно был заложен камень будущего памятника основателям Художественного театра Константину Станиславскому и Владимиру Немировичу-Данченко.
— Они — наши кормильцы, об этом надо помнить, — сказал Табаков.