“Пиквикский клуб” имеет в Художественном театре свою историю. Премьера состоялась 1 декабря 1934 года. Поставил его изумительный актер и режиссер Виктор Станицын, который вывел на сцену второе поколение мхатовцев. И каких! Кторова, Грибкова, Массальского, Топоркова. Неожиданно для всех в роли судьи выступил Михаил Булгаков, который своим актерским талантом потряс самого Станиславского. Постановка образца 1930-х годов вошла в историю как яркая, эксцентрическая комедия серьезного театра.
Спустя 75 лет. Тот же МХТ. И то же новое режиссерско-актерское поколение проходит проверку английским юмором. Евгений Писарев, сделавший в Художественном уже две кассовые комедии (“Примадонны” и “Конек-Горбунок”), работает с той же постановочной командой — сценограф Зиновий Марголин, хореограф Альберт Альбертс, художник по свету Дамир Исмагилов. Новобранцем здесь можно считать лишь Леонида Алексеева, модного дизайнера, попытавшегося модно одеть премьерный спектакль.
Черно-белая карта Лондона на заднике. Пустые стулья на сцене — их вот-вот займут члены знаменитого Пиквикского клуба, откуда стартует удивительно-нелепо-наивно-чудаковатое путешествие, придуманное господином Чарльзом Диккенсом. В этом стиле Евгений Писарев и попытался выдержать свою постановку, оформив ее мировыми шлягерами “Битлз”. Во всяком случае, под Yellow submarine четверка забавных персонажей отправляется в путь. Простоватый Тапмен с усиками (Олег Тополянский), стеснительно-глуповатый Уинкль (Олег Савцов), романтичный красавчик Снодграсс (Максим Матвеев) и, наконец, сам Пиквик — добряк-ботаник в исполнении Александра Феклистова.
Вот это более чем удачное назначение: Феклистов — тот мастер, у которого внешний и внутренний рисунок роли совпадают до миллиметра. Он, точнее его герой, как добрый старый шкаф, который несет особую энергетику времени и рядом с которым небезопасно существовать. Что и понимаешь уже во второй сцене, где Пиквик оказывается рядом с миссис Бардль (Мария Сокова), вздумавшей женить на себе Пиквика. Вот уж несовпадение — вроде бы смешная фактура (толстая, губастая, с бабеттой на голове) и при этом внутренняя эмоциональная неподвижность, схожая с зажимом непрофессионала, случайно попавшего на сцену, невыразительная игра. Такой же контраст легкой органики и вымученной техники у разных артистов будет возникать по ходу спектакля. И у художников тоже контраст — изысканная сценография с символичным двухэтажным лондонским автобусом в полную величину и безвкусные костюмы. Стильное музыкальное оформление и небрежная пластическая работа, например, в такой сцене, как “маневры”. От этого “Пиквикский клуб” оставляет двойственное впечатление. И дело не только в сценическом опыте тех или иных исполнителей, а в точном распределении ролей и понимании, что эксцентрикой как главным приемом в МХТ владеют далеко не все.
Настоящих актерских удач — пересчитать по пальцам, их можно выстроить по ранжиру: тройка Александр Феклистов, Сергей Беляев (мистер Уордль), Михаил Трухин (слуга Пиквика). Далее идут Олег Тополянский, Евгения Дмитриева (Рейчел), Юрий Чурсин (Джингль), Максим Матвеев, Игорь Верник (Додсон). Совершенно изумительная и отдельно стоящая работа Павла Ворожцова в роли Иова Троттера и забавная, но очень большая краска — Станислав Дужников, приглашенный из Театра Джигарханяна на роль храпящего здоровяка Джо.
Но если еще есть надежда, что роли накатаются, то совершенно нельзя исправить работу художника по костюмам — модного дизайнера Алексеева. Он так и не смог почувствовать разницу между природой театрального костюма и дизайнерской линией. Ощущение случайного подбора не дает общего костюмного стиля спектакля. Чего никогда нельзя было прежде сказать о постановках Евгения Писарева.
Красоту финала (впрочем, как и всего спектакля) обеспечивают хеппи-энд Диккенса, сценография Марголина и свет Исмагилова. Там, где все-все наконец поженились, случился рождественский праздник во всем своем эксцентрично-феерическом изыске.