По ту сторону “Сталкера”

Рерберга и Тарковского рассудят на “Московской премьере”

Сегодня, 1 сентября, в программе “Арт-линия” на фестивале “Московская премьера” будет показан документальный фильм Игоря Майбороды “Рерберг и Тарковский. Обратная сторона “Сталкера”. Посвящен он двум выдающимся мастерам кино, точнее, их ссоре на съемках великого фильма “Сталкер”.

— С Георгием Рербергом мы познакомились за полтора года до его смерти, — сказал “МК” Игорь Майборода. — Он согласился снимать фильм по моему сценарию “Вера, надежда, кровь”. Но нам помешал дефолт 98-го года. Появилось много свободного времени, мы часто встречались с Георгием Ивановичем в его квартире в Брюсовом переулке. Рерберг тяжело переживал вынужденное безделье — тогда даже рекламу не снимали. И еще он очень переживал, что никак не может найти близкий ему по духу сценарий. Георгий Иванович рассказывал истории из детства и юности, причем так, что они зримо вставали перед глазами. Однажды я узнал от Рерберга, что одна из самых “кинематографичных” новелл “Зеркала” — это история из его детства. На съемках он рассказал ее Андрею Тарковскому, и режиссер решил ее взять в картину. Я сказал Георгию Ивановичу: нужно снять фильм по его воспоминаниям. Помолчав, он ответил: “Давай это делать с тобой”. Но вскоре его не стало, а значит, картина стала невозможна. Оставалось только снять документальный фильм о нем...  

— А стоило ли вообще освещать конфликт между Тарковским и Рербергом?

— Я делал фильм об интеллигентности и о том, как выдавливали интеллигентность, а не о конфликте Тарковского и Рерберга. Эта частная история помогает понять, что, как и почему произошло с людьми и страной в последние годы. Съемки “Сталкера” долгое время оставались одним из белых пятен в истории кино. Первая публичная информация о них содержалась в изданных после смерти Тарковского за пределами России дневниках. Режиссер резко и беспощадно обвинил во всех бедах, сопровождавших работу над картиной, друзей и соратников. Фильм “Рерберг и Тарковский...”  дает возможность высказаться обвиняемым и свидетелям съемок. “Сталкер” испортил будущее одних участников и сократил жизнь других. Мой фильм — это исследование, которое велось несколько лет, материалы для него были найдены в нескольких странах, в нем примерно 80% нового, неизвестного зрителям.  

Фильм нисколько не посягает на величие Тарковского, он напоминает, что кино — искусство коллективное и совместная работа с достойными профессионалами требует взаимоуважения. Самым большим достижением я считаю то, что после показа фильма на различных фестивалях зрители говорили: “Теперь я хочу посмотреть фильмы “Зеркало” и “Сталкер”!  

— Материала вами снято, если не ошибаюсь, на шесть часов. Будете его еще как-то использовать?

— Трудностей было очень много. И производственных — ведь создавался фильм об операторе, авторе киноизображения. И исследовательско-поисковых, ведь в последние годы людей, имеющих отношение к “Сталкеру”, очень сильно разбросало. Со всей ответственностью могу сказать, что фильм состоялся вопреки этим трудностям, благодаря старому ресурсу человеческих отношений.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру