Вера Глаголева прочла сценарий Марины Сасиной и поняла, что давно не встречала драматургии такой эмоциональной силы. Достаточно сказать, что это история про женщин, сосланных на остров на Ладожском озере вместе с детьми, рожденными от оккупантов. Кончается война, и они ждут решения своей участи: простят их или отправят в лагеря, разлучив с детьми?
Кроме ярких женских в сценарии были потрясающие мужские образы. Роль охранника, демобилизованного капитана Ничипарука, сразу было решено отдать Александру Балуеву, с которым Глаголева уже работала в фильме “Заказ”. “Балуев в “Одной войне” предстанет в необычном виде: его герой хромой, небритый и некрасивый”, — предупреждает Вера Глаголева.
Актриса по первой профессии (“Выйти замуж за капитана”, “Женщин обижать не рекомендуется”, “Наследницы”, “Бедная Саша”), Глаголева в своих фильмах всегда делает ставку на актеров. Так что кастинг продолжался около двух месяцев: подбирали актрис с непримелькавшимися лицами, из которых сложился бы органичный ансамбль. Без проб прошла только Наталья Суркова, которую Вера Глаголева давно приметила в фильме Дмитрия Месхиева “Свои”. На роль Марии, самую трагическую в фильме, утвердили дебютантку в кино Наталью Кудряшову из театра Анатолия Васильева.
Исполнителей детских ролей отбирали на месте съемок, в карельском городе Питкяранта. Требовались дети трех и четырех лет, желательно белокурые, поскольку, по сюжету, они рождены от немцев. Отбою от родителей, желавших пристроить чад в кино, не было — приводили даже шести- и семилетних. Хотя съемочные условия были суровыми: вставать юным артистам приходилось в пять утра и даже купаться в холодной воде.
— Натуру мы для фильма нашли в конце зимы, — рассказала “МК” Вера Глаголева. — Это берег Ладоги, очень живописный, но в тот момент покрытый метровым слоем снега. Время поджимало, и, чтобы построить декорации, мы взрывали лед, а снег растапливали с помощью теплой воды. Действие фильма разворачивается в рыболовной артели, и мы построили избу, мостки, сушилку для рыбы. Все получилось настоящим, словно стояло десятилетия. Съемки продолжались месяц, и для нас было важно начать их именно 9 мая, так как по сюжету события проходят в три дня — 9—11 мая 1945 года. Только в конце съемок появились комары — и началась настоящая пытка. В одном из финальных кадров видно, что на плече у Миши Хмурова сидит огромный комар. А еще в конце мая на деревьях появилась листва, так что пришлось прибегать к разным ухищрениям, чтобы ее в кадре не было видно. Все актерские работы в фильме удались однозначно. А Наталья Кудряшова, Ксения Суркова и Михаил Хмуров даже получили призы “За лучший дебют” на фестивале “Созвездие”.