Режиссер надеется на “Чудо”

Александр Прошкин: “С каждым из нас случались невероятные вещи. И со мной тоже”

Сегодня мы начинаем представление фильмов главной программы фестиваля “Московская премьера” — “Великолепной семерки “МК”. Первая на очереди — картина Александра Прошкина “Чудо”, отмеченная спецпризом жюри 31-го ММКФ.

С Константином Хабенским, Сергеем Маковецким и Марией Буровой в главных ролях.

Картина Александра Прошкина рассказывает о реальном событии, происшедшем в 1956 году в городе Куйбышеве. В хронику православных чудес XX века оно вошло под названием “Зоино стояние”. Девушка вздумала потанцевать с иконой Николая-угодника и, вдруг окаменев, застыла и простояла 128 дней, холодная и твердая, как мрамор, а на Пасху ожила. Дальнейшая судьба Зои доподлинно неизвестна.

Про это чудо сценарист Юрий Арабов услышал в возрасте восьми лет от своей няни, тверской крестьянки, бабушки Лизы. “Я дожил до седых волос, полагая, что эта история — просто легенда из дореволюционного календаря”, — признается сценарист. Потом он прочел книжку со стенограммой заседаний куйбышевского обкома партии, где о чуде речь шла как о “провокации церковников”. Сомнений не оставалось: такое событие и впрямь произошло. Правда, большинство документов, связанных с ним, сгорело при большом пожаре в куйбышевском милицейском архиве. Остались воспоминания очевидцев, некоторые свидетельства. В остальном же власти постарались это дело от народа скрыть, держа Зоин дом все 128 дней под милицейским оцеплением.

Юрий Арабов написал о чуде повесть, а потом и сценарий. Когда режиссер Александр Прошкин (“Холодное лето 53-го”, “Русский бунт”), раньше работавший с Арабовым над телефильмом “Доктор Живаго”, спросил, нет ли у того какого-нибудь материала для новой картины, сценарист ответил: “Как не быть, есть, но материал не совсем твой”. Прошкин прочел и решил, что будет снимать.

Тогда, в 1956-м, на жителей города чудо произвело сильное впечатление: многие уверовали и крестились. Хотя властвовавший в то время Никита Хрущев был беспощаден к церкви: закрыл сотни храмов, сослал и посадил множество священников. Есть свидетельства, что именно по его приказу Зоино стояние было тщательно расследовано врачами, кагэбистами и высокими правительственными чинами.  

В фильме Прошкина понять и исследовать чудо пытаются журналист (Константин Хабенский), уполномоченный по делам религии (Сергей Маковецкий) и даже сам Никита Хрущев (Александр Потапов), случайно оказавшийся на месте событий. Главную героиню (в фильме она Таня) сыграла молодая актриса, дебютантка в кино Мария Бурова, которой физически нелегко было изображать состояние столбняка и еще труднее — пробуждение не только тела, но и души после того, как она ожила в финале.

— Все прямые свидетели Зоиного стояния так или иначе исчезли, — рассказал “МК” режиссер Александр Прошкин. — Были убраны органами те, кто был на пьяной вечеринке, где чудо произошло. Зою запрятали в сумасшедший дом, потом — в деревню к родственникам под чужой фамилией. Моя картина не мистический триллер. Интересней то, что происходит с людьми, которые столкнулись с чудом. А у каждого из нас, если покопаться, случались невероятные вещи. Как-то я был на рыбалке на Волге. Разлив реки километров тридцать, ночью плывем в лодке с местным абсолютно пьяным мужиком и артистом Александром Бениаминовым. Мотор заглох, и нас понесло под гигантскую баржу. Я пытался грести, моторист в отключке. А Александр Давыдович лег на дно лодки, сложил руки и стал произносить непонятные слова. “Что вы делаете?” — спрашиваю. “Молюсь”, — говорит. “На каком языке?” — “На горском”. Что за язык, не существует такого! И мы проскочили в метре от баржи. Чудо это было или фарт судьбы? Кто знает.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру