В этом году фавориты фестиваля определились практически с самого начала, но вот точно предсказать, как именно жюри под председательством Изабель Юппер распределит награды, предсказать на все сто процентов не мог никто.
Счастливый Ханеке
"Золотая пальмовая ветвь" 62-го Каннского кинофестиваля досталась фильму "Белая лента" Михаэля Ханеке. Таким образом, главная интрига кинофестиваля - отдаст ли Изабель Юппер главный приз Ханеке, в свое время давшему ей второе актерское рождение главной ролью в своем фильме "Пианистка", - разрешился достаточно предсказуемо.
Принимая награду из рук президента жюри, Ханеке обратился к фестивалю с личным признанием.
"Моя жена иногда спрашивает меня, счастлив ли я. Мне кажется, что счастье - это очень эфемерное состояние. Но сейчас я точно могу сказать, что я по-настоящему счастлив!" - сказал Ханеке. Стоит отметить, что эта первая высшая награда режиссера на фестивале в Каннах.
Действие фильма "Белая повязка", выполненного в черно-белом цвете, происходит в немецкой протестантской деревне в 1914 году. От лица молодого школьного учителя, который вспоминает события того года, зрители узнают о серии странных смертей. Под подозрение попадает семья рассказчика, отец которого, пастор, воспитывает своих детей в предельной строгости. Режиссер показывает, как между старшими и молодыми поколениями образовалась огромная пропасть. В результате возникает авторитарное общество, которое с одной стороны не дает детям не только реализовать свой потенциал, но и нормально развиваться, а с другой - ведет к вырождению старших поколений.
"Я задумал фильм около 10 лет назад, пытаясь понять причины тоталитарного общества, фашизма, фанатизма и международного терроризма", - заявил в Канне Михаэль Ханеке. "Корни этих зол находятся в одном - возведении в догму, в абсолют принципов, которые первоначально могли иметь позитивные стороны для общества", - подчеркнул режиссер.
Кстати, название картины происходит от традиции в ряде районов Германии повязывать подросткам на предплечья белые повязки в знак их обязательств строго придерживаться христианских норм поведения.
Счастливые лауреаты
Гран-при фестиваля – второй по значению приз кинофорума - был присужден картине "Пророк" французского режиссера Жака Одьяра.
Приз "За лучшую мужскую роль" вручен австрийцу Кристофу Вальцу за роль в "Бесславных ублюдках" Квентина Тарантино. Лучшей актрисой была названа француженка Шарлотта Гензбур, исполнившая роль в картине Ларса фон Триера "Антихрист", который также получил "антиприз" Каннского фестиваля как самый "женоненавистнический фильм".
Лучшим режиссером признан филиппинец Брийанте Мендоса, снявший картину "Кинатай". Лучшим сценаристом жюри назвало китайского режиссера Лоу Йе, написавшего сценарий к фильму "Весенняя лихорадка". Приз жюри фестиваля разделили между собой две картины – "Аквариум" британки Андреа Арнолд и "Жажда" корейского режиссера Пак Чхан Ука.
Специальная премия присуждена крупнейшему мастеру современного кинематографа 86-летнему французскому режиссеру Алену Рене за его картину "Сорняки".
Приз "Золотая камера" за лучший дебют достался австралийскому режиссеру Уорвику Торнтону за картину "Самсон и Далила". Лучшим короткометражным фильмом была признана "Арена" португальского режиссера Жоао Салавизы.
В программе "Особый взгляд" победил фильм "Собачий зуб" греческого режиссера Гиоргоса Лантимоса. В этой программе участвовали фильмы Павла Лунгина "Царь" и Николая Хомерики "Сказка про темноту". В основной программе Канн-2009 российские фильмы представлены не были.
В этом году в Каннах были показаны 53 фильма из 32 стран. В конкурсной программе участвовали 20 фильмов, в секции "Особый взгляд" - 19 кинолент. В конкурс организаторы включили самых именитых режиссеров — Педро Альмадовара, Михаэля Ханеке, Квентина Тарантино, Ларса фон Триера, Кена Лоуча, Алена Рене, Жака Одьяра.