Красавица Настенька из фильма-сказки “Морозко”, кроткая Аленушка из киноленты “Огонь, вода и медные трубы”. О такой невесте — милой, послушной, с ангельским голоском — мечтали миллионы мужчин Советского Союза.
Но Наташа Седых, исполнившая звездные роли, была в жизни не столь проста и наивна.
В ее жизни кипели шекспировские страсти: в порыве ревности ее едва не задушил бывший возлюбленный. Ее мужу — известному композитору Виктору Лебедеву — пришлось долго настаивать, чтобы Наташа решилась наконец родить ребенка.
Все сказки обычно заканчиваются свадьбой и сопровождаются эпитетом: “Стали жить–поживать и добра наживать”. Как в реальной жизни протекает семейная жизнь сказочных героев?
Наташе было пятнадцать, когда она проснулась знаменитой. По экранам страны торжественно шествовала киносказка “Морозко”.
Портрет студентки хореографического училища Большого театра напечатал журнал “Советский экран”. Девушку стали узнавать на улице. В общественном транспорте к ней приставали с расспросами: “А коса у вас в фильме настоящая?” Тысячи мужчин в письмах предлагали ей руку и сердце.
— Честно говоря, это утомляло, — признается Наталья Седых.
Через три года она снялась еще в одной сказке Александра Роу “Огонь, вода и медные трубы”. Ее Аленушка также была мила и наивна. Чего нельзя было уже сказать о повзрослевшей Наталье.
У сказочной, нежной девочки оказался железный характер.
Решив посвятить жизнь балету, она решительно порвала со своим звездным прошлым. На все киностудии страны пришли письма за ее подписью: “Сниматься больше не буду. Прошу аннулировать мое досье”.
Наташа Седых стала солисткой балета Большого театра. Она танцевала партию Маши в “Чайке”, Кити в спектакле “Анна Каренина”...
— Большой театр стал для меня продолжением сказки. Я перетанцевала много партий. Конечно, было много сложностей: интриги, козни. Но это все не главное.
В 1976 году, будучи на гастролях в Ленинграде, балерина познакомилась с композитором Виктором Лебедевым — автором музыки к фильмам “Гардемарины, вперед!”, “Небесные ласточки”, “Ищите женщину”, “Будьте моим мужем”… Маэстро слыл отпетым донжуаном. Все знали, что он питал слабость к балеринам. Но тут понял — о такой женщине, нежной и утонченной, он мечтал всю жизнь! Захватили чувства и Наташу. Белыми ночами они бродили рука об руку по городу, читали друг другу стихи Гумилева и Ахматовой…
Наталья возвращалась в гостиницу на рассвете и никак не ожидала, что в номере ее будет ждать неприятный сюрприз. Из Москвы в Ленинград по наводке “доброжелателей” из балетной труппы прикатил бывший ее возлюбленный — артист Большого театра Михаил Мессерер.
С Михаилом Наташу связывали годы дружбы. Он был сыном ее любимого педагога Суламифи Мессерер. Вместе с Мишей Наташа учились в балетном училище, танцевала в одной труппе. Несколько раз он предлагал ей выйти за него замуж, но всякий раз получал отказ.
Приехав в Ленинград, в приступе ревности он повалил Наталью на кровать и начал душить.
Немыслимыми обещаниями она спасла себе жизнь.
— Ну ревность, ревность, — объясняет ныне Наталья. — Хотя вообще-то мне казалось, что мы давно расставили все точки над “i”. Но он, видимо, посчитал иначе.
Вскоре Лондонский Королевский балет пригласил Суламифь Мессерер преподавать. Вместе с ней эмигрировал и ревнивец Михаил, став вскоре одним из самых востребованных балетных педагогов в мире.
А у Натальи и Виктора продолжал развиваться страстный роман. Друзья дали им одно прозвище на двоих: Мурка. Композитора сравнивали с большим чеширским котом, балерину — с тощей, своенравной сиамской кошкой. Поженились они только через три года: вторая жена Виктора долго не давала ему развода.
“Гостевой брак” Натальи и Виктора продлился без малого десять лет. Переезжать к благоверному в Ленинград балерина не хотела. Виктор — коренной петербуржец — из–за работы и больной матери не мог перебраться к Наталье в Москву.
— Нет, ну куда я из Большого театра? — вопрошает Наталья. — Я ведь хотела танцевать именно в Большом театре. Из-за этого оставила спорт, фигурное катание. Я отказалась от кино — и что, перееду Питер, чтобы мыть полы и стоять у плиты?
— Конечно, танцевать в Большом театре было престижно, — говорит, в свою очередь, Виктор Лебедев. — Труппа все время выезжала на гастроли за границу. Все, что связано с поездками, успехом, много значило для Наташи.
— Наталья в жизни была отнюдь не падчерица Настенька?
— Это полярные люди — ее героиня в “Морозко” и Наташа в жизни. В сказке — кроткая, добрая девушка, которая безропотно трудится от зари до зари… Нет, это не Наташа. Наташа любит успех, все, что связано с кинематографом и театром. Ради творчества она вполне может поступиться личными отношениями...
Затянувшийся “десятилетний роман” вполне устраивал Наталью. Балерина отправлялась в длительные гастроли по Америке, Японии, Австралии… Она считала, что разлука не разъединяет, а сближает их с мужем.
Виктор напряженно работал: писал музыку к пяти–шести фильмам в год, не считая театральных произведений. Ему нужна была поддержка жены, ее забота и ласка. Он мечтал о ребенке. В первом его браке произошла трагедия: из-за врачебной ошибки умерла его 4-летняя дочь.
Больших трудов Виктору удалось уговорить Наталью родить ребенка. Когда балерине исполнилось 33 года, на свет появился сын Алеша. Но даже малыш не заставил “молодых” жить постоянно вместе. Их семейная жизнь протекала в бесконечных путешествиях из Петербурга в Москву и обратно.
И разрыв не заставил себя ждать.
— В нашем разводе виноваты 600 километров от Питера до Москвы, — уверена Наталья.
Виктор другого мнения:
— У творческих людей все происходит спонтанно. У Наташи, знаете, непростой характер, у меня — тоже. Это гремучая смесь. Добавьте полное несоответствие наших жизненных укладов... Отношения с Наташей сошли на нет, потому что я влюбился. Это был 82–й год.
Избранницей Виктора стала юная девушка Ирина, которая была моложе композитора на 27 лет. По признанию Виктора, музыка к “Гардемаринам” появилась благодаря молодой жене.
— Несмотря на молодость, Ирина отлично понимала, что большую часть времени ей придется отдавать семье. Для меня это было очень ценно, — делится Виктор. — Так получилось, что Ира знала моего сына Алешку с годовалого возраста. Она ходила с ним гулять в парки и на аттракционы. Так что вскоре они стали родными.
С бывшей женой Виктор остался в дружеских отношениях. Приезжая по делам в Москву, он останавливался у Натальи. Все каникулы сын Алеша проводил в Ленинграде у отца.
— Это был период, когда я была “плохой полицейский”, а Виктор — “хороший полицейский”, — рассказывает Наталья. — Потому что папа возил Алешу по заграничным курортам, а я била учебниками по голове.
Сын–подросток требовал особого внимания. Посещение школьных родительских собраний приводило Наталью в ужас:
— Возвращалась из школы и шпыняла Алешку: “Я больше никогда не пойду на родительское собрание! Я дам тебе любую справку, что я на гастролях, что у меня спектакль, но больше я не буду там позориться!”
Когда Алеше исполнилось шестнадцать, в семье решили: юноше нужна твердая мужская рука. Алексей переехал жить к отцу в Ленинград.
Наталья в 36 лет вышла на балетную пенсию. И по приглашению Марка Розовского стала играть в его театре “У Никитских ворот”.
— Это был очередной подарок судьбы, — говорит Наталья. — Совершенно прелестное время, мне было очень интересно осваивать эту профессию, совершенно незнакомую.
— А денег хватало на жизнь?
— Слава богу, хватало. Но я жила не за счет зарплаты в драматическом театре. Мне платили за спектакль 150 рублей, а такси до театра стоило 200—250. А если еще взять в буфете кофе, вообще оказываешься в убытке. Конечно, можно ходить пешком. Но у балерин всегда обтоптанные, стертые, болящие ноги. И я привыкла ездить на машине. Я не видела смысла ухудшать качество своей жизни с годами.
— Никак нельзя считать Наташу балериной, которая перешла с одних подмостков на другие, — рассказывает Наташина подруга Эдит Бусан. — Она настоящая драматическая актриса! Вы бы видели ее в спектакле “Майн Кампф, Фарс”, где она великолепно сыграла фрау Смерть. Там была и агрессия, там был цинизм и брутальность в контрасте с ее нежнейшим обликом.
В спектакле Наталья по пятам следовала за своим любимцем. В личной жизни же у нее складывалось все наоборот: многочисленные поклонники предлагали актрисе руку и сердце, но, несмотря на многочисленные романы, замуж свободолюбивая актриса так и не вышла.
Не готова она пока посвятить себя и внукам.
— Честно говоря, я еще не отошла от Алеши-маленького. Он очень меня загрузил в свое время, — признается Наталья.
Виктор Лебедев считает, что Наталья, будучи очень одаренной от природы, не использовала в полной мере свой потенциал:
— Она очень хорошо рисует и вполне бы могла стать художником по костюмам. Могла бы многое сделать как хореограф, как репетитор. Я думаю, что сказалось отсутствие трудолюбия, которого требуют эти профессии. Просто где-то поленилась, где-то не захотела отказываться от комфорта.
В свое время Наталья Седых отвергла кинокарьеру. А недавно с большим удовольствием снялась в фильме Светланы Проскуриной “Лучшее время года”. Она сыграла одну из главных героинь, которые всю жизнь любили одного мужчину.
Современная сказка оказалась бытовой драмой.
Наталья считает, что “лучшее время года” у нее впереди.
Проработав в театре 15 лет, она оставила сцену. Ей стал неинтересен предлагаемый репертуар. По наследству актрисе достались две квартиры, одну из которых она сдает — это и помогает ей безбедно существовать.
В свои 60 лет Наталья прекрасно выглядит: при росте 164 сантиметра весит 43 килограмма. Актриса подолгу гуляет по улочкам старой Москвы. Каждый день она возвращается в пустую сталинскую квартиру, что недалеко от стадиона “Динамо”. Но одиночество ее не тяготит. Всю жизнь она вставала по звонку и торопилась на репетиции — теперь наслаждается каждым рассветом, много читает и продумывает интерьеры своей квартиры.
Да, яркие, сказочные роли в ее жизни были лишь однажды. Но актриса — мудрая женщина. Она понимает, что “не стоит стремиться догнать свою юность. Ее сказки ушли вместе с молодостью. Но жизнь прекрасна не только яркими праздниками, но буднями, когда есть любая, даже маленькая работа”.