Иосиф Кобзон: “Современный шоу-бизнес превратился в публичный дом”

С группой “Республика” мэтр эстрады изменил прошлое “до неузнаваемости”

Самые разноформатные радиостанции одна за другой спешат включить в горячие ротации стародавнюю песню Иосифа Кобзона “Платье” композитора Александра Морозова и поэта Николая Зиновьева. Неожиданность поп-сюрприза в том, что, прозвучав в эфире, полузабытая песня немедленно попадает и в хит-парады этих радиостанций. СМС-чарты и столы заявок трещат от просьб вновь и вновь прокрутить в эфире “Платье” Кобзона. Откуда такой восторг по “нафталину”? Оказалось, что это — улучшенный “нафталин”, с приятным запахом и современным вкусом.

Все сделано очень изящно. Монументальный мэтр нашей эстрады Иосиф Кобзон в очередной раз ударился в музыкальное экспериментаторство и с подлинно молодежным энтузиазмом включился в смелый концептуальный ремейк-проект “Из истории советской песни”, которым сейчас всецело поглощен вокальный квинтет “Республика”.

Репертуар у группы “Республика”, вообще-то, весьма обширный. На концертах они зажигают так, что могут и мертвого из могилы поднять. Впервые на себе эту энергетику испытали те, кто наблюдал за их ярким выступлением еще на первом конкурсе молодых исполнителей “Пять звезд” в Сочи в 2005 году. Результатом стали не только симпатии публики, но и специальный приз прессы. С тех пор в кругах ценителей качественной музыки “Республика” признана высокопрофессиональным вокальным шоу, где термин “шоу” подразумевает не только сумасшедший кураж, самоотдачу и профессионально отточенную “работу с залом”. Это в полном смысле именно вокальное шоу с филигранным пением на много голосов и оригинальными интерпретациями, исполненными с безупречным качеством и изощренной фантазией. Похвально и то, что все эти прелести профмастерства артисты никогда не демонстрируют под фонограмму, считая делом чести исключительно живое исполнение, чем заслужили настоящий авторитет и признание, в том числе у такого бескомпромиссного судьи, как Иосиф Кобзон. В составе “Республики” пять человек, среди которых экс-участница группы “Дайкири” Полина Цветкова и исполнитель главной роли в мюзикле Театра им. Моссовета “Иисус Христос — суперзвезда” Михаил Панферов.

Нынешний проект “Из истории советской песни” имеет пока рабочее название и носит весьма глобальный характер. Помимо хрестоматийных песен Иосифа Кобзона (“Платье”, “Белый свет”, “Ноктюрн”, “В парке Чаир”) “переосмыслению” подверглись и мегахит всех времен “Подмосковные вечера”, и наследие Леонида Утесова, и знаменитая “В землянке”, и другие песни военного времени. Общая стилистика достаточно пестрая. Есть песни в традиционном изложении, есть классическое “голливудское звучание” а-ля Фрэнк Синатра, где незаменимыми оказались именно голос и манера Кобзона, а есть и форменная разнузданная дискотека, вроде того же “Платья” или “Белого света” с DJ Грувом, где даже вокальные партии Иосифа Давыдовича приобретают неожиданно стильное и “фирменное” звучание.

— Зачем “Республика” решила так основательно перетрясти пыльный антиквариат из бабушкиного музыкального сундука? — поинтересовалась “ЗД” у продюсера проекта Андрея Пряжникова.

— Мы ведь вокальное шоу, — пояснил г-н продюсер, — а в музыке прошлого есть много подлинных музыкальных шедевров, позволяющих раскрыть именно вокальную сторону песни. К сожалению, в современной музыке таких примеров становится все меньше. Мы надеемся, что наши усилия пойдут на благо большого дела — сохранения и развития российской музыкальной культуры, — и нам бесконечно приятно, что этот труд одобрил и даже согласился принять в нем посильное участие патриарх и мэтр советской песни Иосиф Давыдович Кобзон.

Патриарх и мэтр тем временем, несмотря на весь, казалось бы, грозный и патриархальный вид, не впервой замечен в крайне прогрессивных музыкальных поступках, начиная с тех давних времен, когда он взялся за исполнение песни “День Победы” модного в те годы композитора Давида Тухманова. Сейчас это произведение выглядит раритетом, но в ту эпоху Тухманов и его сочинение подверглись поначалу форменной обструкции как “порочащие традиции советской музыкальной культуры”. И только мощный и уверенный голос Кобзона спас шедевр от настоящей расправы. В творчестве маэстро были и другие смелые поступки, вроде дуэта с Борисом Моисеевым или тех же ремиксов с DJ Грувом на саундтрек к киноэпопее “Семнадцать мгновений весны”. Теперь закономерная эволюция привела Иосифа Давыдовича от простых ремиксов к более сложным ремейкам.

* * *


Ощущениями от этой новой работы и видением современной эстрады в целом г-н Кобзон любезно поделился с “ЗД” после одной из сессий в студии:

— Желающих исполнять музыку много, а творчества настоящего мало, — сказал мэтр. — Я так сужу не потому, что я ничего не понимаю в современной музыке, и не потому, что я ортодокс. Просто есть качественные отличия между сегодняшней эстрадой и эстрадой прошлых лет. Современная эстрада, шоу-бизнес работают на потребу дня, композиторы, поэты и исполнители пишут музыку и стихи на заказ, поют на заказ, работают для тех, кто платит. Современный шоу-бизнес превратился, простите за грубое сравнение, в публичный дом. Там — любовь по заказу, а здесь — музыка по заказу. Кто-то пришел и сказал: “Напиши-ка мне про муси-пуси”. Ему написали. Молодежь довольна, потому что другого не имеет. К сожалению, приходится констатировать, что бездуховность и безнравственность коснулась самого популярного жанра в искусстве — эстрады. Но блеклым и невыразительным творчеством нельзя привить молодежи хороший вкус. Мне обидно за молодых коллег, которые питаются такой ерундой.

— И тем не менее вы частенько поддерживаете именно “молодых коллег”. Вот — группа “Республика”…

— Я не могу сказать, что все молодые музыканты и композиторы бесталанны. Я всегда очень рад, когда кто-то из молодых исполнителей берет и осовременивает известную песню. Прежде всего это качественный материал. Можно тоннами перемалывать руду, добираться до алмазов. На эстраде они уже найдены — все музыкальные алмазы находятся в антологии советской песни. Так что и придумывать уже ничего не нужно. Так же мы в свое время брали народные фольклорные песни, пытались переложить их на современные ритмы, не меняя стиха и мелодии при этом. Главное, понимаете, не испортить песню. Ребята из группы “Республика” стоят на правильном пути. Их будут слушать, потому что они исполняют действительно хорошие композиции. Они не только сами растут на качественном материале, но и прививают хороший вкус слушателю. Я очень рад, что они пригласили меня в свой проект. Это была их инициатива. И я со своей стороны готов им помочь и подсказать какие-то вещи.

— А вас не коробит “осовременивание” песенных святынь прошлого?

— Существуют ремиксы. В основу берутся популярные мелодии, которые перемалываются. Иногда песня меняется до неузнаваемости. Это такой материал для дискотек. Я тоже записывал ремиксы интриги ради. Мой сын Андрей Кобзон однажды взял меня на “слабо”. В 1997 году он предложил мне исполнить современную музыку. Я ему ответил, что то, чем он занимается, я музыкой не называю, это скорее коммерческое творчество, но, чтобы доказать, что мне не слабо, я спел. Мы записали целый диск ремиксов “Я техно отдал все сполна”. Теперь вот записали несколько песен с группой “Республика”. Скажу прямо: я не со всей трактовкой согласен. Но они так услышали. В каждую песню они принесли свое видение в ритме. Я не противился. По моим ощущениям, должен получиться очень интересный альбом.

— В чем же, на ваш взгляд, главный секрет долголетия советских песен?

— Песня — это удивительное творчество, уникальное сочинение. В течение 4—5 минут можно рассказать все: историю любви, историю подвига, историю страны. Но должно быть точное соответствие музыки и стиха. Сегодня что мы видим? Выходит, например, молодая исполнительница и говорит: “Музыка и слова мои”. Мы раньше говорили: “песня на стихи”. Стихи — это основа песни. Я застал период ренессанса в жанре, когда самые выдающиеся композиторы и поэты писали для эстрады: Долматовский, Фатьянов, Рождественский, Гамзатов, Евтушенко. Все исполнители сейчас пишут авторские песни. А что такое авторская песня? Я столько перепел песен, столько мелодий крутится у меня в голове, что я могу писать песни с утра до вечера, но никогда не возьму на себя смелость, а точнее, наглость это делать, потому что это не моя профессия. Понимаете, должен быть профессиональный композитор, профессиональный поэт. Блеклое невыразительное творчество, пошлые стихи типа “зараза, не дала два раза” у нас называется авторской песней…

— У вас есть любимая песня?

— Я никогда не отвечаю на этот вопрос, потому что боюсь обидеть те песни, которые спел. Не отвечаю также, кто любимый поэт, потому что у меня много друзей-поэтов, с кем посчастливилось работать. Но есть два уникальных творения, бриллианты среди песен, — это “Журавли” Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова и “День Победы” Тухманова-Харитонова. Здесь совпало все: эмоция, стих, музыка. Такие песни живут веками, они всегда востребованы слушателями.

— Спасибо за интервью, и с нетерпением ждем продолжения вашей работы с группой “Республика”!

На нашем сайте вы можете послушать суперремейки группы «Республика» и Иосифа Кобзона «Платье» и «Белый свет».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру