Первый рабочий день V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”. На экране Дома кино — второй фильм из “Великолепной семерки “МК” — “Русалка” Анны Меликян. На просмотре в 16.00 зал уже полон. Несмотря на жару, никто не уходит, наоборот, зал смотрит, затаив дыхание.
Грустная и смешная, горько-ироничная сказка не отпускает. История странной девушки Алисы, приехавшей из приморского поселка в Москву, не слишком гостеприимную, населенную пополам людьми и огромными рекламными плакатами, рассказана современным языком, хотя и по мотивам классического сюжета.
Алиса обладает волшебным даром: все загаданное ею сбывается. Только “сбыча мечт” идет не простыми путями. И как андерсеновская героиня, Алиса влюбляется в “принца”, не раз спасает его от смерти. А за последнее спасение Алиса расплачивается собственной жизнью.
К вечернему сеансу подтягиваются члены съемочной группы, не в полном, правда, составе. “Принц” — Евгений Цыганов — занят на съемках. Как, впрочем, и другие актеры. Зато пришли продюсер Рубен Дишдишян и две главные женщины, которым мы обязаны чудо-фильмом “Русалка”: актриса Маша Шалаева и режиссер Анна Меликян. Маша в наивном розовом сарафане, почти без макияжа, с длинными распущенными волосами — совершеннейший ребенок. На самом деле она взрослая мама двухлетнего сына Нестора. Анна Меликян, маленькая, женственная, — так сразу и не поймешь, что она режиссер. Определенно, женщины в нашем кино лидируют. Порой — героически. Вот Анна Меликян снимала “Русалку”, будучи на седьмом месяце беременности.
С вопроса об этом подвиге и началось ее интервью для “МК”:
— Анна, как вы это выдержали?
— Работала, и все.
— Как вы относитесь к сказкам Андерсена?
— Замечательно. Но к “Русалке” особенно.
— Сценарий был написан специально для Шалаевой…
— Мы с Машей учились во ВГИКе. Я ее увидела в замечательной короткометражке Ларисы Бочаровой “Завтра день рождения”. После этого мы подружились. С тех пор я хотела сделать фильм специально для нее.
— В “Русалке” важную роль играют рекламные слоганы.
— Это роль друга, подсказчика. Со мной случалось, что какая-то, чуть ли не дебильная надпись могла, как ни странно, подсказать выход в серьезной жизненной ситуации.
— Грустная, ироничная, порой циничная интонация “Русалки” соответствует вашему взгляду на жизнь?
— Конечно, соответствует. Я рассказываю очень личные истории.
— Судя по фильму, вы полагаете, что лучше не мечтать — вдруг не так сбудется?
— Вы так мой фильм поняли? Нет! Мечтать замечательно. Пусть мечты сбываются…
— Вашей дочке одиннадцать месяцев. Когда она подрастет, будете читать ей Андерсена?
— Уже читаю. Но ее пока только картинки интересуют.
Маша Шалаева, смеясь, признается, что после ночных съемок в сериале чуть не проспала премьеру “Русалки”.
При этом выглядит она, на удивление, свежей и открытой для общения.
— Когда я прочла сценарий “Русалки”, то сначала не поняла, при чем здесь я, — рассказывает актриса. — Мне казалось, что я более адекватный человек, чем моя героиня Алиса. Но когда посмотрела кино, поняла, что Аня не ошиблась, предложив мне эту роль.
— Для меня было шоком, что ваша героиня в конце фильма погибла.
— По-моему, это логично. Такой человек, как Алиса, может найти себе место в современном социуме? Нет, конечно. Ее миссия — спасти возлюбленного, для того чтобы он что-то важное понял.
— Тяжелые моменты на съемках бывали?
— Морские эпизоды снимали в Анапе, в начале мая. Как нарочно, выдался такой холод, такие дули ветра, что шторм снимали без всяких ветродуев. Я вышла на съемочную площадку через полтора месяца после родов. Аня на меня посмотрела критически, и я начала заниматься в спортзале. Не знаю, когда я спала: занималась спортом, репетировала.
— Было головокружение от успеха после награды за лучшую женскую роль на “Кинотавре”?
— У меня был Нестор, который тут же вернул меня к обыденным заботам. Если бы не он, может быть, крышняк бы и снесло.