Это фильм о дружбе трех женщин, почти сестер, — дочери репрессированного фабриканта Анны, ее горничной Дуняши и циркачки Лизы. Судьба свела их в цирковой труппе, к которой, ища спасения, прибились Анна и Дуня. Действие простирается от эпохи нэпа 20-х до “нэпа” нового, начала 90-х.
Картина прослоена хроникальными кадрами, дающими мгновенный и точный портрет времен — безумных 20-х, лагерных 40-х, демократических 90-х. А еще это фильм о несбывшейся любви, погибшей под колесами Истории.
Картина “Дом на Английской набережной” Михаила Богина станет специальным событием V фестиваля отечественного кино “Московская премьера”.
Странный фильм с длинной экспозицией, в которой возникает та самая безнадежная любовь юной Анны (Анна Казючиц) к поэтичному Юрию (Максим Заморин), конечно же, бывшему белогвардейцу. Все пронизано отчетливой бунинской интонацией с ее прозрачностью и грустной обреченностью. Букетик цветов, заброшенный в окошко любимой, темные аллеи загородного имения, холодная осень, невнятный лепет любви. Да, почти буквально по Бунину: “А что же все-таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер… Остальное — ненужный сон”.
Ненужный сон — постылый брак с давно влюбленным в Анну инженером Вадимом (Даниил Спиваковский), который работал на фабрике ее отца, да на ней же и остался, примирившись с большевиками. Горький сон — квартиру в доме на Английской набережной уплотнили то ли пролетариями, то ли люмпенами шариковского пошиба. Годы в лагере, провалившиеся в памяти, но сделавшие прежде нежную, романтичную Анну суровой и жесткой. Из лагеря она вернется все туда же — в родной дом своего детства, где без нее пережили блокаду верные сестры-подруги Дуня и Лиза.
В финале героинь играют прекрасные актрисы Людмила Чурсина (Анна), Ольга Волкова (Дуня) и Нина Дробышева (Лиза). По самым грубым подсчетам, им должно быть сильно за восемьдесят, но выглядят они значительно моложе. Не потому ли, что жизнь их почти нереальна? Эти женщины — словно духи, охраняющие дом на Английской набережной. По-прежнему сильные, неподвластные беспощадному времени.
Картина “Дом на Английской набережной” — безусловно, особое событие. Во-первых, снял ее после 25-летнего “молчания” давно живущий за рубежом режиссер Михаил Богин. В 60-х он был известен своими поэтичными фильмами “Двое”, “О любви”, “Зося” — они тоже были о несбывшейся любви. Во-вторых, фильм снят по сценарию дебютантки Гитаны-Марии Баталовой, дочери актера Алексея Баталова и Гитаны Леонтенко, которая была в юности артисткой цирка (отсюда в картине такая щемящая цирковая нота — посвящение матери).
Гитана-Мария Баталова всю жизнь героически борется с тяжелым недугом и при этом много читает, пишет.
Неудивительно, что в фильме чувствуется налет литературности, с которым то ли спорят, то ли служат контрапунктом хроникальные кадры. И время движется в двух плоскостях — в авторской фантазии и в своем запечатленном, документированном образе.