Современное искусство из Австрии можно потрогать руками на Винзаводе

Имеющий глаза – не увидит

Цех Красного на Винзаводе заполнен странного вида приспособлениями – слева от входа натянуты сотни белых нитей, рядом – столик с разбросанными детальками лего. Вдалеке виднеется огромный темный эллипсоид (похожая на яйцо фигура) с чудовищных размеров пупырышками. Из разных концов зала раздается жужжание, верещание, вопли, музыка, стуки... Какой-то крупный дядька расслабленно лежит внутри деревянной коробки, устланной красной материей.

Имеющий глаза – не увидит
Фото из архива аббатства Адмонт, Австрия

И весь этот цирк и дурдом называется «Вне поля зрения». У выставки одна главная задача: чтобы слепые и зрячие люди начали между собой диалог. Отсюда и странные формы, и громкие звуки.

Современное искусство – блюдо не для всех. А уж люди с нарушениями зрения воспринимать смыслы, заложенные в смешении форм, красок, жанров и движений, и подавно не могут. Но аббатство Адмонт в Австрии сломало стереотип – и собрало в своих стенах коллекцию contemporary art специально для слепых людей.

Вот, например, фотографии мужчин и женщин (как узнаем позже от художественного руководителя выставки Михаэля Браунштайнера, это работники аббатства). Каждый из них держит в руках кусочек черной материи, который закрывает глаза. А рядом – белые таблички, исписанные шрифтом Брайля. Предполагается, что зрячий расскажет слепому, что он видит на фотографии, а слепой прочтет мысли этих людей о самих себе, напечатанные при помощи Брайля.

Фото из архива аббатства Адмонт, Австрия

А работа Юрия Альберта, русского художника, специально для этой выставки приглашенного в Адмонт – это белые листы, висящие на стене. Ну, это для зрячего. Еще для зрячего написано, что здесь «изображены» отрывки из книги Рильке о Родене. Слепой может их прочесть, тот, кто видит, – нет. Это непонимание должно, по мнению Альберта, продемонстрировать дискомфорт, который люди ощущают в присутствии друг друга.

Но это вещички с «заумью», а ведь выставка просто кишит интереснейшими приспособлениями, не требующими объяснения. Есть музыкальная шкатулка-аккордеон с небольшими мехами и несколькими клавишами. На ней все, кто захочет, могут играть блюз – любые звуки получаются приятными. Или смешное чудовище: страшный яйцеобразный и пупырчатый объект в центре зала оказывается «Фобиусом», внутрь которого можно засунуть руку. Под резиновыми выпуклостями натянут мягкий искусственный мех, очень приятный на ощупь, Но Фобиус начинает дрожать при каждом человеческом прикосновении! То есть, в прямом смысле – по-крупному вибрировать.

Или «Черный квадрат» - черная рамка, возле которой стоит магнитофоно-чемодан. Если нажать на чемодане кнопку и прислониться спиной к «квадрату», то некие токи начнут сотрясать все тело. Для слепых, которые никогда не видели черного, красного и зеленого вибрация определенного вида должна дать понятие о цвете.

Недалеко от рамки – «дирижерский пульт», как его окрестили посетители. Над пластиковым столиком можно махать руками, и в ответ будут раздаваться звуки, которые вы «надирижировали». Этот прибор реагирует на температуру 37 градусов – термолокатор висит прямо над головой «дирижера». Кроме того, можно побросать металлические крышечки от бутылок в картонную стену, сооруженную из коробок от яиц. Особенно в этом деле, почему-то, усердствуют веселые взрослые женщины.

Фото из архива аббатства Адмонт, Австрия

Еще один «прибор», покрытый фольгой, отражает свет, а для особо требовательных сбоку приделано круглое зеркальце. Еще это светящееся месиво имеет мягкую ручку, за которую можно тянуть. Но тянуть нужно с определенной скоростью – не слишком быстро, иначе раздастся звук зажеванной кассеты. Тот, кто подберет оптимальную силу «вытягивания» услышит на чистом немецком: «80% этого мира невидимо. Также, как и я».

Даже в мире людей с нормальным зрением многое невидимо. Например, душа. Или Бог. Чтобы показать связь небесного с земным, немецкая художница написала «Отче наш» на кубиках лего шрифтом Брайля – просто стесала некоторые выпуклости на поверхности, и получились этакие точки-тире. По ее словам, текст молитвы узнают с первых же слов и зрячие, и слепые, и это – лучший пример взаимопонимания людей.

- Я побывал в аббатстве Адмонт полтора года назад в первые и был просто поражен, - рассказывает «МК» Симон Мраз, куратор выставки в Москве.

Да уж, удивиться есть чему. Монахи-бенедиктинцы в свое время составили гигантскую коллекцию произведений искусства прямо в стенах монастыря Адмонт. После крупного пожара уцелела едва ли десятая часть. Но настоятель аббатства и директор музея не стали долго горевать и пригласили художников творить прямо в монастыре.

- Мы предоставляли им постель, еду, свежую природу вокруг монастыря – создали все условия для творчества, - объясняет св. отец Винфрид Шваб. – И они согласились творить для нас.

На сегодняшний день в музее аббатства собрана коллекция произведений современного искусства фактически международного уровня. И впервые выставка из монастыря поехала заграницу. Самое непривычное для русских посетителей – что все экспонаты не просто можно, а нужно потрогать руками, чтобы лучше понять мир слепых людей. В Москве необычная экспозиция пробудет до 12 января.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру