КОНКУРС
По словам программного директора кинофестиваля Кирилла Разлогова, нынешний Московский международный следует негласной цели расквитаться с призраками советского прошлого. В конкурс ММКФ из года в год не пробивались заметные картины из стран Восточной Европы, если в них содержался иной, отличный от советских (устаревших десятилетия назад!) учебников взгляд на нашу совместную историю.
Ситуацию переменила страшная авиакатастрофа под Смоленском, после которой в эфире федерального телеканала показали наконец фильм польского классика Анджея Вайды “Катынь”. В конкурсе уже можно найти четыре фильма, по-разному оспаривающих порой жестокое советское руководство. В их поле зрения попадают и венгерский конфликт 1956 года, и Польша образца 1967-го, и реакция ГДР на события 1968-го, и Чехия времен издания “Хартии 77”.
РЕТРОСПЕКТИВЫ
Среди ретроспектив, которыми особенно славится ММКФ, есть и “Многоликий Люк Бессон” — своего рода комплимент в адрес председателя жюри основного конкурса. Еще один комплимент Бессону — статус фильма-закрытия для его первой за пять лет картины “Невероятные приключения Адель”. Чего не скажешь о ретроспективе “Акира Куросава — 100”, приуроченной к вековому юбилею одного из главных режиссеров в истории кино.
Также следует выделить “Серджио Леоне. Пересматривая классику”. В Москву привезут пять из семи картин классика спагетти-вестерна: “Колосс Родосский”, “На несколько долларов больше”, “Однажды на Диком Западе”, “Хороший, плохой, злой” и “Пригни голову”. Причем каждую из них в таком виде, в каком ее еще никто не видел. Фильмы прошли дорогую процедуру оцифровки, реставрации и последующей перезаписи на 35-миллиметровый негатив, осуществленную под руководством Мартина Скорсезе.
СОКУРОВ
Новый документальный проект Александра Сокурова “Интонации” занял на нынешнем фестивале отдельную программу. Он представляет собой записанные на камеру беседы режиссера с шестью разными людьми, олицетворяющими элиту современной России.
— Даже кажется странным, что почти детские вопросы — скажем, “а какой у нас, собственно, строй в стране?” — оказывается, так же мучают и председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, и президента РЖД Владимира Якунина, — говорит об этой программе член отборочной комиссии фестиваля Петр Шепотинник. — Статус Сокурова дает ему редкий шанс подобного диалога с избранными, но возможный дискурс в сторону формата рафинированного VIP-интервью отвергается с порога.
ПОКОЛЕНИЕ “НОЛЬ”
Десять молодых режиссеров, прославившихся в “нулевых”, выбирают по одному фильму, который произвел на них самое сильное кинематографическое впечатление. Для Петра Буслова, например, такой картиной стал “Солярис” Андрея Тарковского. А вот как Кирилл Серебренников говорит о фильме Бертрана Блие “Вальсирующие”: “Я тут же начал себя ассоциировать с этими мерзавцами — прекрасными молодыми людьми. Я был примерно того же возраста, что и они. Мне хотелось этой пьянящей свободы, анархии”.
Не стоит воспринимать эту программу как готовый рецепт воспитания в себе талантливого режиссера. Как и не надо ждать, что после просмотра этих фильмов кто-то поймет что-то новое про людей, что их выбрали. Скорее это прекрасная возможность посмотреть на большом экране, скажем, “Таксиста” Мартина Скорсезе. Фильм, уверенный в своем величии. В отличие от Андрея Прошкина, его отобравшего. Как и у остальных девяти режиссеров, представляющих, по мнению организаторов, лучшее молодое кино сегодня, у него еще все впереди.