Пиджак музею подарила двоюродная сестра Высоцкого, Ирэна Высоцкая, дочь Алексея. Представлял новый экспонат, а также книжку очерков своего дяди сын Высоцкого, Никита.
— Все военное творчество Вовы пропитано воспоминаниями моего отца, — говорит Ирэна Высоцкая. — Песни про истребитель, про друга, не вернувшегося из боя… это все оттуда, из рассказов папы.
Самый трогательный сюжет — любовная история дяди Высоцкого и его жены, медсестры Александры. “В 19 лет мама потеряла руку, были ранения в грудь и в глаз, — рассказывает Ирэна. — На поле боя она закрывала своим хрупким телом раненых солдат и выносила их в безопасное место. Представьте себе минутные встречи двух влюбленных после боев, когда каждый не знал, удастся ли увидеться хоть еще разочек. Однажды папе сообщили, что мама погибла, он долго был уверен в этом, пока дядя Семен, отец Вовы, случайно не встретился с невесткой и не сообщил брату радостную весть”.
После войны, как рассказывают высоцковеды, начальник штаба артиллерийской бригады Алексей Высоцкий долго оставался в Берлине. Примечателен тот момент, что с немцами и с поляками он разговаривал на идише, которым неплохо владел.
После войны Алексей Высоцкий стал кинодокументалистом, снимал фильмы о героях-фронтовиках, много писал. Его верная спутница Александра Ивановна воспитывала двоих детей. “Я видела пальцы ее единственной руки, — рассказывает очеркист Евгения Евдокимова, написавшая рассказ “Алексей и Александра”. — Они были распухшие от постоянных стирок и готовок. Но сколько поэзии было в этой женщине, в ее преданности мужу. Возможно, не только военная лирика Высоцкого, но и его любовная поэзия идет отсюда — от второй ветви семьи Высоцких”.
“Когда папа умер от долгой и смертельной болезни, Вовка был в Париже, он пошел в маленькую кафешку и долго пил за помин его души”, — говорит Ирэна Высоцкая.