Вышивальщица голубых кровей

Принцесса показала, как можно пережить кризис

Принцесса показала, как можно пережить кризис
Пайетки, бисер, стеклярус — платье просто загляденье, хоть завтра в нем на корпоратив отправляйся, коллеги позеленеют от зависти. Последний писк моды. И ведь никто в жизни не подумает, что эти шедевры портновского искусства были созданы больше ста лет назад, и ни каким-нибудь профессиональным кутюрье, а ручками царской особы. В музее-усадьбе “Архангельское” открылась выставка “История одной принцессы”, посвященная Марии Павловне Романовой — великой княгине и шведской принцессе, кузине Николая II.

На выставке отражены два периода жизни Марии Павловны — “шведский” и “парижский”. В экспозиции представлены фотографии из коллекции Королевского дворца в Стокгольме за период с 1908 по 1913 годы. Платья Дома вышивки “Китмир” вместе с фотографиями предоставлены известным историком моды Александром Васильевым.  

Внучка Александра II, племянница Александра III, кузина Николая II, дочь великого князя Павла Александровича и греческой принцессы Александры, жена шведского принца Вильгельма, великая княгиня Мария Павловна родилась в “золотой колыбели” и при рождении была наделена всеми благами, которые очень скоро превратились в битые черепки. Испытав еще в раннем детстве горечь утрат — смерть матери, опекуна, — в молодости она была вынуждена расстаться со старшим сыном и пережить смерть младшего, а также гибель практически всех своих родных из романовской династии, сброшенных в шахту в Алапаевске или расстрелянных в доме Ипатьева в Екатеринбурге.  

Судьба Марии Павловны не укладывается в привычные рамки представлений об особе княжеской крови. В 18 лет ее выдали замуж за шведского принца Вильгельма. Но, к сожалению, брак Вильгельма и Марии был скорее политический, никаких чувств у молодых не было.  

Швеция встретила свою будущую королеву с восторгом. Романовыми специально для Марии в Стокгольме был построен дворец Оук Хилл. От природы жизнерадостная и энергичная, хозяйка Оук Хилла в окружении стокгольмских кавалеров частенько ездила на охоту, а также с азартом играла в хоккей с мячом. И все же она отчаянно тосковала… Лекарство от этого недуга было найдено. Мария поступила в стокгольмскую Академию прикладных искусств. Рисунок, дизайн, работа с самыми различными материалами — все сведения и навыки падали на благодатную почву. Мария была страшно увлечена и засиживалась в классах допоздна.  

Вскоре Мария Павловна возвращается в Россию. К несчастью, ее сын Леннарт остался при шведском дворе.  

Начинается Первая мировая война. Мария Павловна работает сестрой милосердия во фронтовом госпитале. За проявленное мужество награждается Георгиевским крестом.  

После Октябрьской революции Мария Павловна и ее второй супруг уезжают из России: сначала в Румынию, затем в Англию и в 1920 г. переезжают во Францию.
После переезда в Париж Мария Павловна снимает небольшую квартиру и обустраивает небольшую мастерскую, развившуюся затем в Дом вышивки “Китмир”. C 1921 г. она сотрудничает с Коко Шанель, которая обеспечивает Дом вышивки “Китмир” заказами, и Мария Павловна достигает успеха. Это позволяет ей поддерживать своих близких и заниматься благотворительностью.  

Кроме того, Мария Павловна в своем модном доме дала работу многим русским аристократкам, сызмальства приученным к рукоделию. Это ли не отличный пример, как можно выжить даже в самые тяжелые годы кризиса? Ее девизом, ее заветом тем, кого бьет Судьба: “Не плачьте, мадемуазель, все устроится!” Как истинная Романова, она не умела сдаваться без боя.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру