Еще до взрыва, в конце 1990-х — начале 2000-х, Мемориал воинской славы, посвященный Победе в Великой Отечественной войне, подвергался вандализму. Были украдены два колокола, а часть центрального барельефа — женщины с распростертыми руками, смотрящей вверх, — была разрушена. Дева осталась без туловища. Самое удивительное, что она находилась на расстоянии по крайней мере десяти метров от земли. Чтобы оторвать часть скульптуры, понадобился чуть не подъемный кран!
— Если демонтаж делали грамотно, то восстановить будет проще, — говорит скульптор Владимир Колесников. — А если Мераб Бердзенешвили будет помогать, пройти технический путь заново можно быстро. Нужно использовать все, что осталось, — найти формы, по которым отливали барельефы. Они могли остаться на литейном заводе или в мастерской художника. Обычно у автора хранятся модели в маленьком масштабе.
Памятуя о сложных отношениях Грузии и России, рассчитывать на то, что нам спокойно отдадут архивы и все, что осталось от памятника, не стоит. 80-летний автор памятника Мераб Бердзенишвили обещал помочь найти архивы. Этот факт подтвердил Союз грузин в России. “МК” дозвонился в международный культурный центр “Муза” имени Мераба Бердзенешвили. Выяснилось, что скульптор болеет и не подходит к телефону.
— Если удастся забрать осколки, то можно по ним воссоздать скульптуры, сделать форму, заново отлить. Другое дело, как эти осколки забирать, — рассуждает г-н Колесников. — Если ничего нет, то придется делать с нуля. По фотографиям, видеоматериалам. Получится уже другая вещь. По общей эстетике, возможно, такая же. Но детали точно повторить не получится.
Чтобы создать памятник с нуля, нужен немалый штат. Архитекторам и скульпторам придется вооружиться лупами, чтобы по фотографиям создавать модели. Конструкторам нужно продумать инженерные тонкости: давление на грунт, рассчитать внутренние опоры… А еще не обойтись без форматоров и литейщиков.
— Здесь не важна абсолютная точность. Главное, воссоздать дух монумента. Памятник хорош по образу. И главное — сохранить его по стилю.