Билеты, кстати, не столь “кусучие”, как на московских концертах, были раскуплены заранее, и публика ждала с нетерпением. Тур “Железные мантры” стартовал в сентябре 2009-го, хотя одноименный альбом вышел год назад. В рамках тура планируется великое множество концертов в пространстве между Калининградом и Владивостоком, что же касается Подмосковья, то “Пикник” уже выступил в Мытищах и Щелкове. Группа проявляет настоящее уважение к зрителям: “Видно, край мой особенный”. Не важно, где они выступают — Москва, Питер или Красногорск, — на концертах музыканты выкладываются по максимуму. В программу вошли 7 композиций из одноименного альбома плюс выборка из старых и новых песен.
Несмотря на свое питерское происхождение, группа “Пикник” имеет мало общего с тем, что принято называть русским роком, родиной которого, как известно, является Северная столица. Причудливая смесь камерного арт-рока, новой волны и готики — так критики характеризуют жанр, в котором вот уже без малого 30 лет работает коллектив. Сам “Пикник” упорно открещивается от любых определений, называя своими кумирами хрестоматийных The Beatles, Rolling Stones и Pink Floyd.
Концерт “Пикника” — это всегда незабываемое шоу. На сцене нас встречали два персонажа: слева человек в “лотосе” восседал над гербом группы, а по соседству с ним — персонаж из “Чудовищного танца”, ну а в центре — загадочной формы экран, на котором появилась первая мантра, и — понеслось.
Скромно поблагодарив публику за радушный прием и пожелав всем доброго вечера, “Пикник” один за другим выдавал хиты, среди которых прозвучали культовые “Египтянин”, “Говорит и показывает” и “Из мышеловки”.
Один видеоряд на экране сменялся другим, а их дополняли мистические персонажи на сцене. В новом “магическом шоу” появились новые персонажи: Танцующий Гиперболоид, Черная-Черная Женщина и Второстепенное Существо с Аналоговым Магнитом — и уже привычные люди на ходулях, шаман и даже несравненный Мастер Йода в самом конце удостоил всех своим посещением. Шаман бил в бубен на песне “У шамана три руки”, человек на ходулях ловко управлялся со своей черной марионеткой — Шклярским во время исполнения “Серебра”, а Черная-Черная Женщина со светящейся грудью вызвала хихиканье подростков.
На концертах музыка “Пикника” довольно сильно отличается от студийных записей, и даже в лучшую сторону, как мне кажется. Как-то по особому вкрадчиво звучит голос Эдмунда Шклярского, рассказывающего свои мрачноватые сказки–мантры.
Особенно порадовало исполнение маэстро старой песни “Великан”. Складывалось ощущение, что по духу, по эмоциям, по проникновенности оно вполне сравнимо с концертами конца 80-х. Когда звук и свет были не главным, да и не было их вовсе, если сравнить с днем сегодняшним, а брали за душу слово и чувство, с которым оно произносилось.
Как всегда, Эдмунд тяготеет к необычным инструментам. Очень ждала “Колдыри да колдобины” из нового альбома, правда, боялась, что не хватит скрипки в проигрыше в середине с ее особой тонкой пронзительностью. Но этого не случилось. Ее выгодно заменили терменвоксом. Это музыкальный инструмент, созданный в 1919 году русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Получилось даже как-то острее и надрывнее.
Проигрыш в “Египтянине” был исполнен на новоегипетском инструменте, “Мышеловка” сопровождалась звуками крутящейся пилы. Некое приспособление, напоминающее шестеренку, и металлический символ группы со стрелой тоже оказались музыкальными инструментами.
Эдмунд Мечеславович раскрутил “адскую” шестеренку, и та запела гитарным голосом в руках маэстро, затем очередь дошла и до стрелы. Неожиданно раздался протяжный вой, оказалось, что необычные звуки издает устройство на микрофонной стойке Шклярского, к которому маэстро подносит светящуюся лампу. Публика наблюдала за всем происходящим, раскрыв рты.
Не могу не похвалить световизуальное оформление сцены. Оно превосходно как никогда. Много хорошего света, новых визуальных образов, в общем, на высоте, да и ДК не подвел. “Подмосковье” славится своей замечательной акустикой, хорошим залом и сценой, “как в Большом”.
Когда стояли в очереди в гардероб, передо мной двое мальчишек лет 9—12 спорили, какая у Эдмунда гитара. Может, они и не понимали смысл песен, но вкус воспитывается постепенно. Значит, слухи о том, что рок мертв, сильно преувеличены…
Про публику хочется сказать отдельно — нечасто увидишь рок-концерт, где дядьки и тетки по 40—50 лет подпевают, машут руками и вообще всячески балдеют от происходящего. Впрочем, и сама группа далеко не молода, ей уж более 25 лет. Привели родители и подрастающее поколение “молодых и модных”, им уж точно не сиделось на месте. Вскоре после начала в боковых проходах начали танцевать девушки под снисходительными взглядами охраны. Строги люди в форме были лишь к подвыпившим фанатам за 40, пресекая их попытки отплясывать перед сценой. Все-таки воспринимать рок-музыку, чинно сидя на стульчиках, сложив руки на коленках, сложно. Когда музыка стихла, группа сдержанно простилась и ушла за кулисы.
— Давай еще! — ревел зал. — “Играй, музыкант, играй мне еще!”
Музыканты вняли мольбам и сыграли еще одну песню на бис. В следующие выходные “Пикник” будет завораживать своими мантрами Подольск.