"Титул" для старины

За 3 часа в Москве появилось 40 новых памятников

тестовый баннер под заглавное изображение

Уже в восемнадцатый раз собрался в Москве Экспертный Совет, выдающий образцам уникальных машин и приборов прошлого, храниящимся в музейных коллекциях, особые сертификаты: “Памятник науки и техники”.

Инициатором проведения этой акции стал в свое время столичный Политехнический музей. Начиная с 1992-го “охранные грамоты” получили уже более 900 технических экспонатов, хранящиеся в семи десятках музеев страны. В среду, после очередного заседания Экспертного совета в Политехе, списки “избранников” пополнили еще 40 ретро-экземпляров.

Среди них есть совершенно удивительные объекты. Например — “Вакуумная емкость для нижней части тела человека”:

Вряд ли кто-то из “посторонних” сможет догадаться, что это за штука такая; предположения могут быть даже самые “фривольные”. А в действительности, упомянутая установка была создана в середине 1970-х для полетов на наших первых орбитальных станциях и обеспечивала в состоянии невесомости равномерный ток крови во всех участках тела космонавта.

Еще одним “номинантом” оказалась “Царь-лампочка” — самая мощная отечественная лампа накаливания. Ее мощность 20 киловатт, высота — более метра. Изготовили таких “монстров” в предвоенном 1940-м пробной партией всего в 10-15 экземпляров, из которых сохранился до наших дней лишь один.

Стали “Памятниками” и четыре танка из коллекции “Уралвагонзавода” в Нижнем Тагиле. Среди них — совсем еще “юный” экземпляр: танк Т-90С образца 1999 г. А воть его “дедушка”, огнеметный Т-34, в свое время даже успел повоевать с немцами. Зимой 1942-го боевая машина на марше провалилась под лед озера неподалеку от Москвы и была найдена и поднята лишь 47 лет спустя. Теперь эта “Тридцатьчетверка” — единственный полностью сохранившийся огнеметный танк.

В компании “произведенных в “Памятники” оказалась пара легковых автомобилей: малолитражка КИМ10-52, которую создавали для запуска в серию еще в 1941-м, и колесный раритет немецкого производства Grober Stoewer Motorwagen, собранный (страшно подумать!) в 1899 г.

Члены Экспертного совета обсуждали каждый объект очень тщательно и придирчиво, а потому заседание длилось больше трех часов. В итоге до “финиша” дошли далеко не все “конкурсанты”: около 25 музейных экспонатов, указанных в первоначальном списке, так и не получили заветного “титула”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру