В этом году фестиваль еще более праздничен, чем обычно: ему исполнилось 20 лет. И как давно заведено на «КРОКе», смотр мировой мультпродукции проходит на корабле. За время, пока теплоход «Зирка Днепра» с аниматорами на борту бороздил украинские воды от Киева до Севастополя, в конкурсной программе было показано около 100 мультфильмов из 36 стран (при том, что заявок на участие было подано порядка 800). К числу особенностей фестиваля относится не только его базирование на воде, но и разбивка участников на опытных профи и режиссеров-новичков: получается, что по четным годам в заплыв пускаются одни, по нечетным - другие. В этот раз свои работы показывали профессионалы от анимации.
Побывать на «КРОКе» - равно что получить доступ к секретному архиву. Все мировые вопросы и ответов, игры разума и чувств, все, что волнует современного человека — все включает в себя это неимоверно концентрированное искусство, сжатое до нескольких минут экранного времени. Загадочности «кроковской» анимации добавляет тот факт, что большинство работ обыватель не увидит по телевизору: авторское, некоммерческое кино — дело неприбыльное, не шибко выгодное для прокатчиков. Остается лишь писать о них, чтобы зрители могли иметь представление, что снимают сегодня в анимационном мире, далеком от киношного ширпотреба.
#gallery#
Зрительские симпатии и прикладная анимация...
Итак, Приз зрительских симпатий ушел к Алексею Алексееву (Венгрия) за сериал «LOG JAM», состоящий из нескольких одноминутных историй-анекдотов про музыкальное трио — Медведя, Зайца и Волка. Он же получил приз жюри в категории «Прикладная и заказная анимация» (сюда относятся сериалы, рекламные ролики, музыкальные клипы и ТВ-заставки). Эти смешные зарисовки уже не раз были отмечены на анимационных фестивалях и давно завоевали популярность у публики. Взять хотя бы тот факт, что фанаты этого мультфильма разыгрывают сценки в лицах и выкладывают видео в интернет. А журналисты на полном серьезе интересуются, не собирается ли режиссер выпустить саунд-трек к своему фильму. К слову, музыкальный ряд «Лог джема» выглядит примерно так: «Дзынь-дзынь (Медведь оттягивает ветку дерева)-бум (заяц головой о пенек)! У-у-у-у-у-у (вой Волка)! Дзынь-бум-бум! У-у-у-у-у-у!!!». Режиссер так же серьезно отвечает, что готовится к турне с Лондонским симфоническим оркестром (хи-хи-хи) и вскоре заканчивает 13-ю серию (похоже на правду).
Кроме того, дипломы жюри в категории «Прикладная и заказная анимация» получили:
- с формулировкой «За самую красивую осень» - мультфильм из цикла «Круглый год» «Листобой» (реж. Вероника Федорова, Россия);
- «За отвагу в политических гонках» - музыкальный клип группы «DressCode» «Вова рулит» (реж. Адриан Сахалтуев, Украина). По признанию самого режиссера, из-за чересчур смелого стеба над экс-президентом безобидный в общем-то клип был запрещен к показу и на Украине, и в России. Даже бывалых телепродюсеров смутила парочка полуголых мультяшных девиц, призывно вихляющих бедрами и распевающих перед портретом Путина во весь задник сцены «А Вова рулит! И вызывает успех!». Тем временем карикатурный Вова управляет самолетом, мчится на мотоцикле, сражается на лазерных мечах, как герой компьютерной игры, ловит рыбу и «не знает женщин, кроме жены»;
- «За элегантное напоминание о нашей вялотекущей легкомысленности» - «Как разрушить мир" (реж. Пит Бишоп, Великобритания): легкие двухминутные фантазии о мусорограде, мусорном затмении и Созвездии Консервных Банок.
До 5 минут...
Приз в самой короткой категории - «фильмы продолжительностью до 5 минут» достался головокружительному «Варьете» (реж. Ролоф Ван Ден Берг, Нидерланды). Автор обозначает жанр своего произведения как «комический» и явно лукавит, потому что забавно выглядит лишь оболочка действа, суть же его гораздо глубже и трагичнее. На экране под вдохновляющую, кружащую музыку Хачатуряна идет представление с участием странного состава: священник, медсестра, бухгалтер, супружеская пара, невеста. Но это только кажется, что они исполняют цирковой номер «вращение тарелки» на шесте - просто они там живут...
Диплом с формулировкой «За лучшую анимационную кухню» достался мультфильму «Вестерн — спагетти» (реж. ПЭС, США). Дать вам этот рецепт? Режем на части кубик Рубика, добавляем их на сковородку к помидорам, бросаем туда же нарубленную зелень долларовой купюры, отдельно в кастрюле готовим спагетти из цветных карандашей... Ну, и так далее. Не ручаюсь за вкус, но, во всяком случае, на экране все получилось красиво и оригинально.
Другой диплом, с пометкой «А это — для мамы!» - взял смешной полутораминутный фильм «Бой-кот» (реж. Саймонд Туфилд, Великобритания). Туфилд выработал особый стиль комедии «наблюдений». Вместе с ним мы следим за котом, сидящим на постели спящего хозяина. Пересказывать этот черно-белый рисованный мультик — как объяснять анекдот. Картина первая и единственная: кровать со спящим человеком и котом сверху. После минутных топтаний, мяуканий и царапаний голодный кот огревает хозяина дубиной, отчего тот, наконец, просыпается — с фингалом под глазом. А что же кот? Вне подозрений, он преспокойно спит в хозяйских ногах.
Кроме того, в этой же категории получили дипломы: «За лучшее сочетание красного и черного» - стильный мультфильм «Цыпочка» (реж. Михал Соха, Польша), и «За новый взгляд на старую историю» - неожиданный «Санта: фашистские годы» (реж. Билл Плимптон, США).
От 5 до 10 минут...
В категории мультфильмов «от 5 до 10 минут» диплом «За любовь к жизни и нежность к уходящим» получила пластилиновая работа «7 минут спустя» (реж. Изабела Плучиньска, Германия). В ней после железнодорожной аварии четверо пассажиров просыпаются на пляже...
А приз жюри в категории «5-10 минут» отдан карандашной работе «Поездка к морю» (реж. Нина Бисярина, Россия). Здесь маленькая девочка долго едет навстречу мечте. Цветную картинку с морем и яркими попугаями она сжимает в ручонке и прячет под подушку, засыпая. Конечно, ей снится море. Но все это будет потом, а сначала - дзынькающие граненые стаканы с чаем, продавцы мягких игрушек за окнами вагона и длиннющий коридор с хлопающими купейными дверями.
От 10 до 50 минут...
И здесь опять побеждают наши: лучшим выбран мультфильм по мотивам рассказа Юрия Коваля «Глупая» (реж. Екатерина Соколова, Россия). Вот уж вам настоящая любовь по-русски, во всем ее проявлении. Тем приятнее и ценнее, что международное жюри оценило и признало это кино. А ведь правда, за что та работящая баба любит своего бездельника с аккордеоном? Глупая, что ли? Пока она постирать на речку сбегает, за ребенком присмотрит, да обед горячий вон на стол выставила, он — то возле радио, то со своей гармошкой. Что она в нем нашла? Глупая любовь какая-то... Задушевная музыкальная часть в фильме — от питерского артиста Дмитрия Хоронько. А про все остальное в конце станет понятно и без объяснений.
Другие дипломы в этой категории:
- «За высокий класс тотальной анимации» - «Кандид» (реж. Зэпэ, Португалия);
- «За точное определение места человека в окружающем пространстве» - «Шизо» (реж. Жереми Клапен, Франция);
- «За оригинальную экранизацию классической литературы» - чеховский «Очумелов» (реж. Алексей Демин, Россия).
Фильмы для детей...
В детском разделе в этом году вышла неувязка: по-настоящему классных мультфильмов, которые хотелось бы смотреть и пересматривать малышам, практически не оказалось. Однако «Птичкин алфавит» (реж. Дик Гроблер, Южная Африка) оказался таким милым и веселым, что понравился сразу и зрителям (одно из первых мест по результатам зрительского голосования), и строгому жюри. Главные герои, яркие птички, проходят через весь английский алфавит, остроумно разыгрывая маленькую сценку на каждую букву и произнося ее. Червячок, выгнутый буквой «m»: «М-м-м, как вкусно». Рядом с «к» курочка кряхтит, вы-к-к-к-талкивая из себя яичко. Режисер говорит, что его ничуть не смущает, что некоторые из его птичек пукают или даже, простите, какают. Зато детям смешно, и каждая буква легко запоминается. А посему — заслуженный приз.
А спецприз жюри и 3000$ отдали очаровательному «Пуде» (реж. Софья Кравцова, Россия) по мотивам рассказа Бориса Житкова. Пудя — это крошечный песик, ожившая детская игрушка, сделанная из мехового хвостика с шубы. Именно Пудя явился предметом мучительных переживаний своего хозяина — кругленького мальчика в очечках. А вдруг тот бородатый дядька, из шубы которого дети сделали Пудю, окажется страшным Карабасом-Барабасом и слопает детей за их проделку? И что станется с Пудей — таким милым и забавным, умеющим высоко прыгать и крутить сальто, как цирковые собачки? Но все заканчивается хорошо, за что всем и спасибо.
Еще спецпризы...
Спецприз жюри «За лучшую анимацию» - «Трансформация» (реж. Блу, Италия).
«За лучший дебют» и 3000$ - «Урок плавания» (реж. Данни де Вент, Бельгия-Нидерланды).
Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» «За высший пилотаж» и 3000$ - фильму «Прирожденные обязательства» (реж. Рао Хейдметс, Эстония).
ГРАН-ПРИ...
И, наконец, главный приз — Гран-при фестиваля и 5000$, получил весьма неоднозначный мультфильм «Лили» (реж. Рихо Унт, Эстония). Если призовые картины в других категориях приблизительно совпали с результатами зрительского рейтинга (по окончании просмотров вся корабельная публика голосовала, заполняя бланки оценками фильмов), то жесткая, с отталкивающей эстетикой «Лили» не нашла зрительского признания. Главные герои в мультфильме, снятом в смешанной технике (куклы+живое изображение) - страшные, безобразные крысы. И еще - песенка о Лили Марлен, безумно популярная в начале прошлого века на Западе. Говорят, сам Гитлер был на нее крайне зол и пытался ее запретить. Но, даже сидя в окопах, немецкие солдаты распевали песенку о девушке, чей возлюбленный ушел на войну, а она превратилась в проститутку.
- На меня фильм произвел очень сильное впечатление, - признался на итоговой пресс-конференции член жюри, французский режиссер Жан Рюбак. - Меня поразил авторский взгляд на войну и понравилась комбинация различных техник, актерская игра.
- Этот фильм делался не для того, чтобы умилять и радовать зрителей, - добавила его коллега по жюри, режиссер Моник Рено. - На полях битв всегда остаются крысы. Я их терпеть не могу, как и вы, но это правда, и здесь это показано. Я много раз слышала эту песню и по-разному ее понимала, но в «Лили» режиссер объяснил ее по-новому.
Остается лишь добавить, что ровно 20 лет назад, на первом «КРОКе» именно нынешний триумфатор Рихо Унт получил первый Гран-при фестиваля за свой фильм «Дом культуры». Надо полагать, его очередная победа должна была случиться хотя бы для того, чтобы так красиво «закольцевать» юбилейную дату «КРОКа».