Черные дыры и наводнение в Венеции

Церетели пообещал памятник банкиру

Последние дни в Венеции — наводнение. Все не так катастрофично, но вода — по щиколотку, а местами и по колено, так что по городу приходится передвигаться исключительно босиком. Пожалуй, это самая мощная инсталляция, стихийно вписавшаяся в 53-ю биеннале современного искусства.  

Все зеленые просторы Джардини, великолепные палаццо и музеи Венеции оккупировало современное концептуальное искусство со всего мира. За пять дней его работы профессиональное жюри уже подвело итоги и выбрало лучший павильон. Им, к удивлению многих, стал павильон США, где свой анатомический театр развернул классик американского концептуализма Брюс Найман. Павильон состоит из голов и рук (воск, резина, бронза), подвешенных относительно друг друга под разным углом, а на экране — сплошная живодерня: видео демонстрирует, как зачем-то освежевывают собачку. При всей концептуальности и креативности художника-ветерана смотреть на это однозначно неприятно.  

Самый скандальный павильон — у Скандинавских стран, объединившихся в одном, хотя у каждой в Джардини имеется и отдельный. У наших северных соседей, похоже, пропало всякое желание к естественному размножению, и они пребывают в неторопливом гей-настроении. Павильон сделан в виде загородного дома с дизайнерской мебелью и бассейном, в котором плавает пластиковый утопленник в джинсах и кроссовках. Зато двое живых юношей лениво разлеглись на диванах у телевизора, который показывает документальный фильм о гомосексуалистах в странах Восточной Европы. Интерьеры украшены графикой известного финского порнографа, где мускулистые полицейские с лесорубами не по-детски шалят, обнажив гениталии.  

На открытие российского павильона, где собралась огромная толпа, Зураб Церетели пообещал поставить памятник Петру Авену за то, что тот вложился в восстановление исторического павильона Щусева в Венеции.  

— Только не думай, что памятник будет больше моего Петра, — предусмотрительно предупредил банкира скульптор.  

Надо сказать, что наш павильон был бы первым в номинации брутальности и парадокса. Начиная от названия его концепции — “Победа над будущим” и заканчивая вылетающим на улицу из стены поролоновым мотоциклом художника Шеховцова. Фрески Алексея Каллимы, выполненные люминесцентными красками, воссоздают орущий стадион футбольных фанатов, чей крик внезапно обрывается, и зрители оказываются в абсолютно беззащитно-белом пространстве. Но самое интересное куратор павильона Ольга Свиблова перенесла в цокольный этаж, где Григорий Острецов соорудил совершенно удивительную мастерскую. Здесь в нескольких комнатах — картина Шишкина с медведями, старый плащ и механические руки на стене, раскачивающие разные предметы. Сам же Острецов, в натуральную величину и тоже механический, сидит за столом, пошевеливая рукой и покачивая головой.  

В номинации “обхохочешься”, если бы такая существовала, первым был бы павильон Украины — его куратором назначен боксер Владимир Кличко. В Венеции он красуется на огромных постерах — весь из себя в кроваво-красном халате и с золотыми роликами в руках вместо боксерских перчаток. Правда, такая пиаровская опция не добавляет веса украинской инсталляции.  

Все стремятся в Арсенал, в 38 залах которого собрана основная линия биеннале под кураторством шведа Даниэля Бирнбаума. Но это отдельная история, начинающаяся с 22 огромных зеркал в золоченых рамах, которые на глазах у публики деревянными молоточками разбивают художники, открывая черные дыры современного искусства.  

Своего Золотого льва за вклад в искусство получила художник легендарная муза Джона Леннона — Йоко Оно.

Генеральный партнер российского павильона: ОАО “НОВАТЭК”
Партнеры павильона: MasterCard ИЗБРАННОЕ, Фонд Михаила Прохорова, Сноб
Постоянный партнер павильона: ЦУМ

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру