Реальный папа

Возглавит ли Михаил Пореченков Союз кинематографистов России?

Как уже писал “МК”, 18—19 декабря все-таки пройдет съезд Союза кинематографистов России. В повестке среди прочего — выборы нового председателя СК. Одна из самых реальных кандидатур — Михаил Пореченков. Первый секретарь союза, он два года замещал ушедшего в творческий отпуск председателя — Никиту Сергеевича Михалкова. Вполне вероятно, на съезде будет большая драка. Так уж повелось у киношной братии, что съезды ее проходят непредсказуемо и экспрессивно. Если не сказать — скандально. “МК” попробовал угадать, по какому сценарию съезд пройдет в этот раз.

Михаила Пореченкова в качестве первого секретаря приняли угрюмо. Ставленник Михалкова, к тому времени утратившего доверие, выбранный нелегитимно — просто назначенный Никитой Сергеевичем. При том, что Михалков говорил на VI съезде CК: “Почему бы выборы правления, председателя, первого секретаря не проводить путем всеобщего голосования?”

Пореченков, вступив в должность, внятно произнес: “Нельзя начинать бизнес с людьми, у которых нет денег”.
Денег у СК и впрямь было немного: три жалких миллиона долларов, вырученных от бездарной продажи Киноцентра. Была и недвижимость: разгромленный дом творчества в Болшеве, Дом ветеранов кино, здания союза и Дома кино с пятьюдесятью процентами износа… Словом, пообносился союз так, что впору было растеряться.

Пореченков, человек неробкий, засучил рукава и сделал ряд заявлений. Суть их сводилась к тому, что, во-первых, максимум имеющихся в СК денег нужно использовать для помощи пенсионерам. Во-вторых, Дом кино нужно снести, а на его месте, пригласив инвесторов, построить нечто новое. Собственно, ничего оригинального Михаил не придумал — просто поддержал ранее выдвинутые предложения Никиты Михалкова. На то и преемник.

Старикам действительно помогали чем могли, платя по 600 рублей в месяц (все лучше, чем ничего). Еще в их пользу Михалков и Пореченков отдают свои зарплаты — соответственно председательскую и секретарскую. Жест, не лишенный благородства, если учесть, что Никита Сергеевич находится на съемках “Утомленных солцем-2“, а Михаил… Но о нем после. Сначала о Доме кино.

Аварийное ли состояние у Дома кино или вполне жизнеспособное? Сносить или ремонтировать? Среди объектов, принадлежащих СК, Дом кино занимает особое место. Все, что в союзе происходит, происходит в этом здании на Васильевской улице. И вообще это — Дом. Место, куда приходят — и старики, и молодые. Где можно показать свое кино и посмотреть чужое. Дать интервью. Провести переговоры. Устроить творческий вечер, “круглый стол”, фестиваль. Где, наконец, чашка кофе стоит сорок, а не сто пятьдесят рублей.

Однако Михалков предложил снести Дом кино. “Надо идти навстречу будущему, — сказал Никита Сергеевич в интервью “МК”. — А не ждать, пока это будущее обрушится на наши головы”.

Идея эта вызвала в ки нематографистах ярость: пока здание будут сносить, пока построят новое, шикарное, о двенадцати этажах с мультиплексом, комфортабельными залами и прочими пирогами, союз развалится по причине бездомности. С другой стороны, проектировщик нынешнего Дома кино архитектор Андрей Гозак утверждает: “Запас прочности у здания колоссальный. Даже в старинной части, где до сих пор стоят деревянные стропила, поставленные еще в XIX веке, они в прекрасном состоянии. Большая часть центра Москвы на этом стоит, и ничего с ней не случается”. Впрочем, случиться кое-что все-таки может. Потому что, как констатирует Гозак: “Ни при какой советской власти, ни при каком Ленине и Сталине не было снесено столько подлинников в Москве, сколько при нынешней власти. Просто летают на вертолетах и смотрят, где там, в центре, есть участочек, чтобы еще какого-то инвестора привлечь”.

А вот точка зрения Пореченкова, озвученная после вступления в должность первого секретаря: “Давно пора сносить старое здание Дома кино и строить новое. Но стоит нам заикнуться, сразу начинают хватать за руки: сохраните легенду. Вот эта полуразвалившаяся сараюшка — легенда?! Хорошо, оставляйте, но учтите: через несколько лет у вас и ее не будет. Придут дяди с деньгами, признают объект аварийным, снесут все к разэтакой бабушке и отгрохают бизнес-центр. Никто не вспомнит о заслугах отечественного кинематографа. Рынок!”

А “сараюшка” пока еще стоит. Дяди с деньгами, быть может, и присматриваются к нехилой площади в центре Москвы. Но принадлежит она союзу, штатные сотрудники которого худо-бедно существуют на свои зарплаты в 6 тысяч рублей.

 По вытертым ступенькам, застеленным ветхими коврами, снуют по своим делам кинемато графисты. В фойе Белого зала, где давно вышла из строя половина плафонов, электрические розетки вываливаются из стен, а из окон с изношенными рамами сильно дует, упорно собираются люди необъяснимой живучести. В залах ежедневно показывают фильмы — старые и новые, те, для которых ни в одном из московских кинотеатров места нет и не будет. В Большом зале Дома кино, благодаря премьере фильма “12”, даже появилась система dolby.

Михаила Пореченкова никто не ругает. Говорят, он человек не вредный, улыбчивый и даже милый. Однако быть милым для первого секретаря союза маловато. Для председателя — тем более.

В работоспособности Пореченкова сомнений нет. За два года пребывания на посту руководителя СК он регулярно выходил на сцену МХТ, где занят в трех спектаклях. Снялся в фильмах “Исаев”, “Реальный папа” и “Тариф новогодний”. Освоил профессию режиссера, поставив картину “День Д”, где сыграл и главную роль. Еженедельно появлялся на телеэкранах в качестве ведущего шоу “Кулинарный поединок” и “Битва экстрасенсов”. Занимался и продюсерской деятельностью. Понятно, что на заседании секретариата СК Михаил имел все основания сказать: “Все, пора мне. У меня деньги идут, съемки начались”.

Так вот. Михалкова трижды выбирали председателем СК — в первый раз более единодушно, чем во второй и третий. Он руководил союзом почти три срока. Потом назначил преемника. Михалков и Пореченков успешно ведут собственный бизнес. Вверенный им союз как-то выживает. Существует внутри него и “средний бизнес” — профессиональные гильдии, которые находят спонсоров, да и сами з арабатывают в меру предприимчивости.

Можно прикинуть возможный сценарий VII съезда СК РФ. Многие считают, что союз не жилец и, борясь за него, кинематографисты лишь затягивают агонию издыхающего организма. Как сказал “МК” актер и продюсер Алексей Гуськов, которому, по слухам, предлагали баллотироваться в председатели: “Союз — давно и сложно отмирающее хозяйство. Тяжелое наследство. Те, кто борются за его жизнь, просто герои”. А Сергей Соловьев поделился с “МК”: “Я не знаю, что в союзе происходит. И, признаться, мне это неинтересно”.

Конечно, многим хотелось бы видеть СК имеющим силу и власть творческим сообществом. Но в нынешнем своем виде он больше похож на собес. А тема пенсий, лечения и похорон — из самых наболевших. Так, недавно на общем собрании СК режиссер Александр Митта обратился к присутствующим со словами: “В ближайшие десять лет мы будем хоронить друг друга”.

— У нас ведь по сути ССК — союз старых кинематографистов, — объяснил нам Александр Наумович. — Нужен молодой лидер. Михаил Пореченков — чистое золот о: добрый, понятливый, с хорошими намерениями. Но он занят. У него телефон месяцами выключен. Однако и без молодых съезд будет пустой тратой времени. Так что принято решение начать работу съезда с того, чтобы сразу целым списком принять в союз молодых кинематографистов. А в списке триста имен активно работающих режиссеров, актеров, продюсеров. Среди них есть те, кто недавно не думал о вступлении в СК, потому что не видел в этом смысла. Например, Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Чулпан Хаматова, Елена Яцура, Александр Штейн. С молодыми у СК есть шанс занять активную позицию в кинопроцессе.

В последние годы в союзе из уст в уста переходил афоризм: “Федя сюда не ходит”. Имеется в виду Бондарчук как обобщающий образ успешного молодого кинематографиста…

И вот “Федя” — иначе говоря, группа молодых и актуальных — готов прийти. Тогда, возможно, молодежь на съезде возьмет дело в свои руки и даже выдвинет из своих рядов председателя. Учитывая некрасивый опыт исторического V съезда СК СССР, который грубо устранил от дел Льва Кулиджанова, Сергея Бондарчука, Станислава Ростоцкого и других уважаемых мастеров, нынешние молодые едва ли станут свергать “стариков”. Не исключено, что они, а за ними весь съезд поддержат уже назревшую идею тандема: председатель — режиссер-классик Марлен Хуциев и молодой заместитель — талантливый менеджер. Талантливых менеджеров сейчас достаточно: Александр Роднянский (он, впрочем, от предложенной чести уже отказался), Сергей Сельянов, Игорь Толстунов и другие. Но поскольку большинство успешных режиссеров являются талантливыми менеджерами, то заместителем может стать не обязательно продюсер. В этой роли вполне видится тот же Федор Бондарчук.

Значит — бархатная революция? Без пролития крови уважаемых мастеров, а с мягким приходом к власти молодых, энергичных. И небедных. Последнее немаловажно, потому что всегда есть надежда, она же иллюзия: кто способен обеспечить благосостояние самому себе, тот и для всех его создаст.

— Художник всегда субъективен, в силу своего таланта, — заверил “МК” продюсер Марк Рудинштейн. — А субъективность мешает работать на всех. В этом корень трагедии СК в последние годы. Но я уверен: не будет никакой смены власти. Как в большой политике — один сменяет другого, а потом они дружат домами. Если союз возглавит Пореченков, то считайте — Михалков останется у власти.

Помилуйте, но шансов у Пореченкова стать реальным папой СК вроде бы никаких. Его почти никто не хочет. Разве что в последний момент Михаил, например, пообещает привести дом творчества “Болшево” в божеский вид, а через год отправить туда отдыхать всех членов союза. На месяц. А то и на год — как в фильме “Ширли-мырли”. Делегаты съезда представят волнующую картину: электричка, убранная цветами и воздушными шариками, наполненная под завязку счастливой кинобратией, мчит в сторону Болшева. И проголосуют за Пореченкова…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру