Скажем, это издание романа «Как закалялась сталь» 1943 года, послевоенные плакаты и «стенгазеты», посвященные Островскому. Или подлинник газеты-листка «Боевое знамя» 7 июня 1943 года, где бойцы обращаются к матери писателя Ольге Осиповне Островской с признанием, что читают книгу ее сына в окопах и траншеях. В качестве фотодоказательства – снимок второго года войны: зенитчики Лебедева, Пухтий и сержант Сарнаков с романом о Павке Корчагине в руках.
Духоподъемную и пропагандистскую ценность романа и образа юного красноармейца сложно переоценить. Здесь же, в одном из стендов, мы видим газету «Воин Родины» со сцецзаголовком «Так закаляется сталь». Полосу украшают цитаты из произведения-первоисточника и клятвами наших солдат «выгнать фашистских поработителей за пределы советских границ». «Борясь не на жизнь, а на смерть с врагом, мы часто вспоминаем своего героя», - пишут представители «комсомола нового поколения», наши деды и прадеды.
И вот что важно. Подлинник плаката «Родина-мать зовет» можно увидеть в десятках музеев – «примелькаться» этот священный предмет не может, но он крайне распространен.

Однако музей Островского передал на экспонирование в ряд действительно нечастных артефактов. Например, плакат-инструктаж «Как бороться с зажигательным бомбами» (этот экспонат идеально «рифмуется» с предметами выставки о блокадном Ленинграде, проходящей в Госмузее А.С. Пушкина, где показали фрагмент воспламеняющего все и вся заряда, которым фашисты засыпали город на Неве, - И.В. ). Может быть, фото поездок вдовы Островского Раисы Порфирьевны не фронт – не такая суперредкость. Но фотография «Островская Р.П., Пастернак Б.Л., Серафимович А.А. среди офицеров 362-й дивизии 3-й армии 1-го Белорусского фронта», сделанная в августе 43-го (по крайней мере, для автора этих срок) - почти сенсация. И, думаю, если об участии будущего Нобелевского лауреата по литературе в дежурствах на крышах московских домов в 41-м еще известно широкой публике, то о его встречах с солдатами и офицерами на передовой – знают единицы.

С писателями разобрались. Поймем дальше. Безусловный интерес на выставке представляет кожаный офицерский планшет, датированный первыми годами ВОВ, но собственно военных предметов немного, поскольку основная тема - культура.
Правда, театральные афиши и билеты даны в копиях, и большинство материалов о деятелях культуры и искусства приведены не вещественно, а в «цифре» или в виде символов.
В качестве главного выбрана керосиновая лампа, но публике показали не настоящие, закопченные и замасленные керосинки, а современные изделия, имитирующие старый осветительный прибор. И есть в этом какая-то фальшивая декоративность, хотя посыл о свете, который несет культура, считывается, несмотря ни на что.

На собственно презентации выставки резануло ухо фраза девушки-ведущей «о борьбе нашего русского народа против захватчиков». Видимо, сказавшая это не помнит строки Сергея Михалкова о том, что Гитлер «послал солдат немецких/Против всех людей советских -/Это значит - против нас», где только потом идет: «встали с русскими едины…» (и далее перечисляются национальности). Нужно ли пояснять, что только с понятием «советский народ – победитель фашизма» не вступает в противоречие поименный список героев-панфиловцев и любой перечень имен на братской могиле, где обязательно рядом с фамилией на «-ов» будут фамилии на «-ко», «-швили» и «-баев». Еще в качестве недочетов приходится называть исполнение на открытии наряду с фронтовыми мелодиями или «Ленинградской» симфонией Шостаковича сюиты «Время, вперед!», которая, по замыслу организаторов, отражает дух индустриализации, во многом благодаря которого мы и победили захватчиков. Это так, и в советском «клипе» к сюите демонстрируется соответствующая кинохроника. Но сам шедевр Свиридова создан в 60-х, он эстетически и концептуально принадлежит к другой эпохе.
При всей полноте повествования об Островском о других гениях рассказ дан, как уже говорилось, в мультимедийном формате. Хочешь узнать об Алексее Толстом, Шолохове, Катаеве, Александре Беке, композиторах Тихоне Хренникове или Леонтии Кирюкове, певице Надежде Обуховой, которую восторженные красноармейцы заваливали письмами – надевай наушники и жми кнопки планшета. Из-за этого технически посещать выставку школьным классом человек в сорок – очень и очень сложно, а адресована она учащимся детям. (Если бы было иначе, отдельный стенд не был бы посвящен участникам концертной бригады «Красные орлята» Тульского дворца пионеров, выступавшим в частях Тульского гарнизона и госпиталях. И награжденным медалями «За оборону Москвы»). А значит - вся надежда на увеличение количества экспонатов и мастерство экскурсоводов.