Год назад на фестивале лидировали студенты. Даже главный приз получила студенческая работа «Ее электрический свет» Анастасии Лисовец. А среди участников и гостей практически не было мэтров и мастеров среднего поколения. Теперь они вернулись и взяли главные призы.
Константин Бронзит дважды был номинантом «Оскара» с фильмами «Уборная история-любовная история» и «Мы не можем жить без космоса». Его картина «Он не может жить без космоса» вошла в финальный шорт-лист премии Американской киноакадемии. Бронзит стал номинантом французского «Сезара»» с «На краю земли». В Суздале его наградили за лучший полнометражный фильм «Лунтик. Возвращение домой».
Он обратился к популярному персонажу, казавшемуся не самым оригинальным, превратил его в чудесное существо, такое трогательное и нежное, что хочется его обнять и утешить. При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка испытания, совершает кульбиты, словно он агент 007.
Родившийся в день космонавтики Константин Бронзит не может жить без космоса и постоянно отправляет туда своих героев. Его Лунтик – наивный инопланетянин, которому снится мама, оставшаяся на Луне. Вернуться домой он может только в скорлупке, на которой прилетел. Идею создания полнометражного фильма про поиски мамы подсказала Бронзиту его жена Екатерина. В фильме есть потрясающие находки, особенно в сцене с грибами.
Получивший Гран-при «Алешенька» Дмитрия Геллера тоже про инопланетного малыша, прилетевшего на Землю в космической посудине. Это вторая часть трилогии, которую открыла «Хозяйка Медной горы», удостоенная главной награды «Суздальфеста» в 2020 году. Кыштымский карлик трансформировался у Геллера в трогательное существо, явившееся из космоса. Алешенька говорит на своем непонятном языке «Пи-пи-пи», и на фестивале после премьеры многие стали его копировать. Фильм основан на уральской мифологии, и даже м Бажов появляется в образе Великого Полоза.
«Алешенька» занял первое место в профессиональном рейтинге. В голосовании принимали участие все, кто приехал в Суздаль. Таким образом сложилась десятка лучших фильмов. И поскольку Дмитрий Геллер занял первую строку, то быть ему ровно год президентом «Суздальфеста». Должность почетная, ни к чему не обязывающая, но свидетельствующая о признании в киносообществе.

Спецпризы жюри присудило двум картинам - «Булгакову» Станислава Соколова, над которым он еще продолжает работать и доведет его до полного метра, и «Последнему киносеансу» Рима Шарафутдинова. Это краткий курс истории мирового кино в пределах одного мультиплекса. Среди фильмов, которые в нем можно увидеть, - «Кинг Конг», «Оно», «Психо», «Один дома», «Москва слезам не верит», «Служебный роман», комедии Гайдая с незабываемой троицей Вицина, Моргунова и Никулина, неожиданным образом превращающегося в Чарли Чаплина.
Поскольку народу на фестивале была тьма тьмущая (в основном студенты) и в зал невозможно было попасть даже потенциальным лауреатам, Рим Шарафутдинов смотрел трансляцию церемонии в фойе. Оттуда и пришел в зал за наградой.
«Связи» Светланы Андриановой по одноименному рассказу Даниила Хармса стали продолжением ее фильма «Хармс» и получили диплом «За то, что один режиссер сделал хорошее кино из шляпы, пальто и цветной капусты». Самые обычные предметы объединяет череда абсурдных событий. К примеру, тестя, объевшегося помидорами, а к этому приведет цепочка случайностей, не смогут нормально похоронить. Его место займет незнакомая старушка. Комментирует за кадром происходящую небывальщину Вениамин Смехов.
Дипломом «За умение разглядеть человека в мелочах» отмечены «Ремарки» Марии Якушиной, талантливого художника анимации со стажем. В режиссуру она пришла совсем недавно. Мария становится закадровой героиней собственного фильма. Она отправляется на море, где давно не была, и находит в отеле кем-то забытую «Триумфальную арку» Ремарка. А в ней – закладку со списком необходимых вещей для поездки на курорт, составленным неизвестной женщиной. Фантазия подсказывает незнакомки имя - Анна Петровна. Кто же она? Изучая ее список, можно только гадать об этом, как и о том, специально или случайно оставлена книга. Скорее всего, Анна Петровна - учительница. Как бы отреагировала на все эти домыслы реальная и пока неизвестная нам женщина, увидев фильм и узнав в нем себя? Могло бы быть продолжение истории.

Екатеринбургский художник Вадим Иванов, много лет работающий в анимации, тоже поздно дебютировал в режиссуре и только теперь представил свой первый фильм «Михалыч». Его герой торговал на барахолке всякими железяками, а потом его сбил трамвай из-за глупой вороны. Вот такая короткая история и преждевременно оборвавшаяся жизнь из-за череды все тех же случайностей. Вадим Иванов доказал, что дебютировать никогда не поздно. А выходя на сцену, немного смущался и чувствовал себя неуверенно среди молодых дебютантов.
Кстати, трамваи появлялись с нескольких фильмах. Был «Трамвай N 13» Ирины Ковтун, перевозивший души умерших. Вне конкурса показали «Страшный город» Марии Седовой, где тоже бренчал трамвай и возник образ несчастного Берлиоза. Без них не обошелся и «Булгаковъ» Станислава Соколова, где есть Аннушка, подсолнечное масло, мистические знаки и неизбежность судьбы.