Господь долголетием попусту не разбрасывается. Борисовой почти век отмерил: она ушла на 99-м году, успев проводить в последний путь всех своих именитых коллег — Этуша, Ульянова, Ланового, Яковлева, Гриценко, Коновалову и многих, с кем делила сцену на протяжении десятилетий. Рубена Симонова, сделавшего ее актрисой в высоком смысле слова, открыв в ней трагическое, характерное и комически-хулиганское дарование.

Жила как дышала. Не врала. Не суетилась. Не разбрасывалась собой в поисках лучшей жизни в театре и вне его. Не была ни в комсомоле, ни в партии. Не скрывала, что с детства веровала в Бога.
Никогда не участвовала в самодеятельности, не играла в школьных спектаклях. По математике успевала лучше, чем по литературе. В театральном училище на нее не делали ставку (щекастая, полненькая хохотушка, но скромница при этом) и еще сомневались — брать ли такую в Вахтанговскую труппу? Для начала отличнице предложили похудеть на 10 кг. А она обошлась без диеты — просто закурила «Беломор». Голова кружилась до обморока, но когда нужный вес был достигнут, курить бросила навсегда.

Героиня со специфической индивидуальностью: вроде не красавица по канонам, но тонкое, подвижное, легко меняющееся под гримом лицо. И голос у нее тоже специфический — гортанный, но звонкий и ломкий. Ее голосом говорила Стряпуха из одноименного спектакля, продавщица Валька из «Иркутской истории», принцесса Турандот — вторая в истории легендарного спектакля Евгения Вахтангова. А поколение зрителей, не видевших Турандот Первую — Цецилию Мансурову, были уверены, что идеальная наследница китайского императора в сказке Гоцци — только она, Борисова. А она, не испугавшись сравнения с Мансуровой, сыграет Турандот. «Кто это дерзновенно возмечтал проникнуть в смысл загадок…» Очередной принц? Ну-ка, ну-ка, посмотрим на эту птицу. И хорошенькая, между прочим, восседала на троне.

Во время гастролей Театра Вахтангова в Париже, где она играла с Николаем Гриценко уже в «Идиоте» (она — Настасья Филипповна, он — князь Мышкин), известный критик Готье восхищался ее ножками. Французы еще не видели ее экранной Настасьи Филипповны в одноименной картине Пырьева.

Она могла быть разной. За несколько лет до «Турандот» сыграла главную роль в «Иркутской истории» Алексея Арбузова. Не принцессой, а Валькой, да еще по прозвищу «дешёвка». Драматург не пропускал ни одного спектакля и, сидя во втором ряду, плакал, как рассказывали свидетели, от умиления и восторга.

Она не признавала домашней работы над ролью. Никогда не учила текст дома — только на сцене и в движении. Любила грим, умела как никто носить театральный костюм: «Он на вас словно кожа», — говорил ей Рубен Николаевич. И повторял: «Вы — мой талисман. У вас все спектакли — долгожители. Стоит Борисову взять в пьесу, и пьеса будет идти много лет». Ценил ее актерскую интуицию.

Его сын, Евгений, ставший после отца худруком в Вахтанговском, когда-то написал о ней:
…Под куполом синим,
Не ведая зла,
Не ты ли Богиней
Ко мне снизошла?
Не ты ли для сцены
Была рождена,
И так вдохновенно
Царила одна?
Борисова считалась его невестой, уже была принята в доме Симоновых. Артистки ей завидовали — роли обеспечены. А она в один вечер все перерешила: придя в театр на новогодний вечер с Евгением, ушла с Исаем Спектором, работавшим директором-распорядителем. И была с ним счастлива безмерно до самого его ухода из жизни. Больше замуж не вышла.

Популярность Борисовой и любовь к ней публики зашкаливали. В Риге после «Иркутской истории» молодежь несла ее на руках до гостиницы. В Белграде вообще подняли на руки и понесли автомобиль, в котором она сидела. На гастролях в Варшаве в Национальном театре из-за антирусских настроений Борисову встретили ледяным холодом, а по окончании «Варшавской мелодии» мужчины вошли к ней в гримерную, опустились на колени и стали пить шампанское за ее здоровье. Но популярность и любовь в ее случае были синонимами безмерного уважения и преклонения перед ее Величеством Королевой Вахтанговского театра.

Для спектакля «Миллионерша» по Бернарду Шоу Борисова брала уроки джиу-джитсу, которые ей пригодились. Когда шли с мужем по Арбату, увидела, как возле знаменитого кафе «Мороженое» какие-то мужики били ногами лежащего на земле пьяницу. Она вырвала у мужа руку и бросилась к ним: «Что же вы делаете, ведь он на земле лежит!»

Умела четко разделять театр на две части: на кулисы, где могут сломать, изуродовать, где проявлялось худшее в людях. И сцену, где все дурное прекращалось, исчезало.

Никогда не давала интервью. Не торговала лицом на актерских и светских тусовках. На одном из своих юбилеев призналась:
— Помешала ли я кому-нибудь в театре? Никого не толкнула… Никому не перешла дороги. Пьесы ни у кого не «отбирала»: авторы на меня пьесы носили.

И была другая Юлия Константиновна, о которой знали совсем немногие. Борисова — мать, бабушка, прабабушка. В мрачные 90-е с разрушением страны, устоев первая актриса страны не гнушалась домашней работы: тяжелые сумки из магазина, готовка, мойка окон. Говорила:
— Если бы я сейчас моим родным понадобилась, я немедленно ушла бы из театра. Мне не скучно в доме. Мне в доме радостно.
— Дом для меня есть дом. А театр — это театр, совсем другое дело. Дома я не актриса и «представлять» не желаю.
— Хочу ли вообще вернуться на несколько лет назад? Нет, тогда бы не было моих обожаемых правнуков.

***
Какой актриса была бабушкой, специально для «МК» о своей великой бабушке рассказала одна из ее внучек — Мария Борисова.
— Мне очень повезло с бабушкой, потому что я с ней выросла, — говорит Мария. — Именно ее пример сформировал мой характер. Я росла в атмосфере огромной любви. Сейчас понимаю, что, наверное, меня баловали, но не избаловали.
— Что Юлия Константиновна требовала от внучек?
— В нашей семье были и есть правила, и эти правила нужно всегда соблюдать. Главное правило — всегда говорить правду, что бы ни случилось, и как бы тяжело тебе это ни было. Важно помнить, что никто никому ничего не должен, поэтому нужно рассчитывать на себя, работать всю жизнь и на 100%.

Я привыкла к тому, что «нет такого слова «Не могу», есть слово «Надо». С детства знала, что за каждым успехом стоит огромный труд, а жизнь человека — это самая большая драгоценность. Юлия Константиновна была и остается примером для меня и моих сыновей в отношении к окружающим и близким, в понимании, что все люди разные, в желании понять, разобраться в позиции собеседника, поддержать в любой ситуации. Нельзя сплетничать и верить слухам. Важно отношение конкретного человека к тебе лично и соблюдение договоренностей. Уважай каждого и всегда будь вежливой. И самое сложное, то, чему учусь всю жизнь, — «учитесь властвовать собой».

— Самое вкусное блюдо от бабушки?
— Юлия Константиновна прекрасно готовила. Сложно выбрать какое-то одно блюдо, но я, наверное, отдам предпочтение тортам. «Наполеон», ромовый бисквит, ореховый и черемуховый — мои фавориты. Мои сыновья вспоминают ее безе.

— Рассказывала ли бабушка вам и сестре Даше что-то о театре, что там происходит?
— Рассказы о театре в детстве, конечно, были. Были интересные истории, впечатления от спектаклей, рассказы про удачные импровизации. Отрывки из «Принцессы Турандот» я до сих пор помню наизусть.

— Брала ли она вас с собой на гастроли?
— На гастроли меня стали брать, когда я уже училась в институте. Помню поездки в Александров и Ригу, в Австрию со спектаклем «Милый лжец», в Нью-Йорк со спектаклем «Без вины виноватые». Для меня это часть жизни. Поскольку я росла с бабушкой, то знала ее коллег очень хорошо, а гастроли — это возможность новых впечатлений и дополнительного общения.
— В какой роли, в каком спектакле она больше всего вам нравилась?
— Что касается ролей, я всегда очень волновалась, когда смотрела ее работы. Вне зависимости от того, был ли это спектакль или фильм. Что касается образа, то ближе всего мне Лика Мизинова из спектакля «Насмешливое мое счастье». На мой взгляд, этот образ объединяет в себе мои детские воспоминания о самом близком для меня человеке, хотя сам спектакль на сцене я не видела.

— Самое яркое впечатление, связанное с бабушкой?
— Мне сложно выделить самое яркое воспоминание, потому что каждое прекрасно. Наши близкие всегда рядом, даже если мы не можем их обнять и увидеть. Я каждый день живу с оглядкой на ее рекомендации. Чувствую, что она рядом и помогает во всем.