Насколько действительно усадьба изменилась за сто с лишним лет?
Ответить на этот вопрос нашего корреспондента заставила… выставка яснополянской керамики, открывшаяся еще в декабре 2024 года.
Если кратко о выставке, то ее создатели решили показать в Толстовском центре на Пятницкой в Москве «глиняную» историю родового имения Льва Толстого, которая, как выяснилось, продолжается и в наши дни.
Все начиналось с приезда в усадьбу знаменитого впоследствии Ильи Гинцбурга, который в 1891 году создал статуэтку писателя. Тогда же неподалеку от Ясной Поляны нашли небольшое месторождение глины — с нею и работал скульптор.
Создатели «керамического» проекта сделали акцент на изделиях из глины, добываемой — не в промышленных, конечно же, масштабах — на склонах реки Ясенки. Из нее по технологии, запатентованной тамошними мастерами, делают разные глечики, статуэтки, тарелки и подсвечники.
Вещи симпатичные, но литературоведческий голод автора этой заметки утолили не они. Равно как и не образцы разноцветной глины в холщовых мешочках, и даже не «объемные иллюстрации» к романам «Война и мир» и «Анна Каренина». (Хотя в глиняных комодных куклах а-ля XIX век, «одетых» в бальные платья и фраки с помощью окрашивания, слышалось эхо искусства, которым много раньше в совершенстве овладели мастера московской Гончарной слободы.)
Дело в том, что задним фоном выставки выступили картины и фотографии, на которых Ясная Поляна показана во времена Льва Николаевича и в первой половине XX века.
Сразу бросилась в глаза патинная незыблемость, как будто музейщикам удалось законсервировать прошлое, словно насекомое, попавшее в каплю древесной смолы.
Приведу конкретные примеры. В 1913 году Лев Александрович Квачевский изобразил «Столбы при въезде в усадьбу Ясная Поляна». Ну да, дорогу в XXI веке заасфальтировали, поставили металлический мини-заборчик на входе и оштукатурили стены. Но в целом узнаваемость стопроцентная. Я уже не говорю о фото начала прошлого века — если сверяться с ними, то отличия найти практически невозможно.
Картины с видами окружающих усадьбу засечных лесов и лугов обсуждать не стоит — природа в принципе так устроена, что облик ландшафтов, если нет прямого разрушительного воздействия ветра, воды и так далее, может не меняться столетиями. Ну что может случиться с лесным колодцем, холмами или рощами?
Главный дом — такой же. Причем не только его «наружа». Вот перед нами рисунок Ильи Репина «Л.Н.Толстой в комнате под сводами». Современное состояние этого помещения в главном доме, конечно же, «музейно-причесанное», а не жилое, но достоверность опять-таки стопроцентная.
Понятно, что уличная «любимая скамейка Л.Н.Толстого» — совершенно точно недавно сооруженный из березовых бревнышек арт-объект, не претендующий на историчность.
Но где же «многочисленные новоделы»?
Если сверяться с картиной В.С.Константинова «Ясная Поляна. Житня» (1954) — этот объект, изначально построенный в 1890 году и предназначавшийся для хранения зимой сена и соломы, а также использовавшийся в качестве сарая для сельхозтехники, производит впечатление «совершенно такого же». (В чем можно убедиться, посмотрев актуальные снимки в Интернете, а еще лучше — вырвавшись из цепких объятий больших городов хотя бы на пару дней в Тульскую область.)
Но оказалось, что житня — тот случай, когда человек «сам обманываться рад».
Согласно информации, полученной «МК» от пресс-службы Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», все каменные постройки там сохраняются по последнему году жизни Льва Николаевича. Это факт.
Но деревянные — житня, рига, теплица, ледник, дровяной сарай, павильон и другие — все-таки периодически воссоздаются:
— Такие работы всегда выполняются исходя из принципа мемориальности. То есть внешний облик восстановленных зданий в точности повторяет экстерьер своих архитектурных предшественников, которые были построены еще при Толстом.
Получили мы и объяснение причин, почему исходные версии строений не дошли до наших дней. И дело тут не в фашистах, которые «сожгли все деревянные здания во время оккупации», что является таким же мифом или полумифом, как превращение дома писателя в конюшню или его полное разрушение в годы ВОВ, хотя оккупанты успели натворить массу других бесчинств.
Итак, что же на самом деле случилось с деревянными объектами:
— Их срок службы не слишком высок. Есть множество факторов, приводящих к разрушению древесины: климатические и биологические. Одна из главных задач музея — сохранение облика усадьбы. Если специалисты определяют, что состояние той или иной деревянной постройки не соответствует установленным нормам, начинаются новые реставрационные работы. На данный момент последняя восстановленная постройка в пределах заповедника — рига.
Получается, авторы негативных комментариев правы лишь отчасти. И это как с хорошим кино: все знают, что на экране — вымысел, но если режиссер, актеры и декораторы поработали хорошо, пелена не спадает до самих титров. А в Ясной Поляне «декорациями» выступают только некоторые недостающие звенья, все остальное же хранит на себе растворившееся во Вселенной дыхание русского гения.