«Геликон-опера» открыла выставку в честь столетия Ирины Архиповой

Экспонаты впервые на публике

«Геликон-опера» представила выставку, посвященную столетию великой оперной певицы Ирины Архиповой. Большинство экспонатов «вышли в свет» впервые. Одним из первых зрителей экспозиции стал корреспондент «МК».

Экспонаты впервые на публике
Часть обстановки квартиры Ирины Архиповой.

тестовый баннер под заглавное изображение

Канун старого Нового года, Москву то заливает дождь, то заметает снег, но погода — не препятствие для зрителей, которые спешат в «Геликон-оперу» на «Черевички» Чайковского. Событие знаковое — всю серию показов одной из самых рождественских и новогодних опер здесь посвятили столетию Архиповой. По доброй традиции зрители приходят за час до начала спектакля, чтобы обязательно успеть на экскурсию по выставке — новую экспозицию тоже посвятили юбилею оперной дивы.

Имя Ирины Архиповой в «Геликоне» произносят с благоговением — действительно, для геликоновцев она как святыня, ведь помимо того, что она дала старт многим оперным звездам (Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко и Ильдар Абдразаков), Архипова была другом и наставником для Дмитрия Бертмана, основателя театра. Поэтому мимо столь красивой даты, равной целому веку, здесь пройти не могли. И в честь нее здесь открылась небольшая, но крайне насыщенная выставка «Архитектура образов». Создается ощущение, что Ирина Константиновна прогуливается по коридорам «Геликона» вместе с нами, — настолько здесь ощущается ее незримое присутствие.

Едва поднявшись на второй этаж, где располагается выставочное пространство, видим портрет Ирины Константиновны кисти Александра Шилова. Запомним кресло, изображенное здесь, на котором сидит певица, — оно нам еще пригодится. Оглядываемся и видим первую «премьеру» на выставке — малая часть из огромной коллекции работ фотохудожника Андрея Степанова, сделанных в 1960–1970-е годы. Один образ сменяет другой: вот перед нами роскошная Марина Мнишек из «Бориса Годунова», вот Амнерис из «Аиды», великолепная и страстная Кармен… Но фотогалерея оперных ролей Архиповой — это лишь немногое из того удивительного, что здесь есть. Сюда привезли и часть квартиры великой певицы!

Внук Ирины Архиповой Андрей Архипов помог геликоновцам с организацией выставки, и благодаря ему невероятной красоты антикварная мебель из квартиры оперной дивы на время переехала в стены театра на Большой Никитской — здесь воссоздают интерьер комнаты Архиповой. Вот то самое кресло со львами, которое мы видели на портрете Шилова, а также ампирный диван, шкаф-монашка — такую красоту Архипова обожала.

Клавир Евгения Онегина с автографами коллег.

Внимание привлекает изысканное зеркало с венецианским стеклом, которое здесь называют шаляпинским. Существует предание, что его в магазин антиквариата сдали люди, которые, с их же слов, приобрели зеркало у самого Федора Шаляпина — он распродавал мебель перед отъездом за границу. Об этом рассказали Архиповой, так зеркало и получило громкое имя. Может, оно и правда помнит, как в него смотрелись целых две отечественные оперные легенды… Кстати, на его же фоне Архипову запечатлел художник Василий Нестеренко — в «Геликоне» представлена авторская копия портрета, которая хранится в доме Ирины Константиновны, а оригинал — в Третьяковке.

Любопытнейшие детали — кожаная обложка-бювар, с которой Ирина Константиновна часто выходила на сцену. В ней ноты, написанные рукой певицы, — это вокальная партия знаменитой Ave Maria Каччини (а точнее, Вавилова), которую Архипова обожала исполнять. Можно рассмотреть аккуратный почерк певицы, бережно выведенные ноты и текст под ними. В Интернете легко обнаружить запись 1986 года, где Ирина Константиновна исполняет это произведение в Большом зале Московской консерватории. В руках она держит бювар, очень похожий на тот, что представлен на экспозиции. Это не единственные работы руки Архиповой — ведь первое образование певица получила в Архитектурном институте, а потому прекрасно рисовала, чему свидетельствует несколько ее работ среди экспонатов. На одном из них эскиз к ее дипломной работе, еще на двух изображена итальянская архитектура — палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции, Сан Франческо в Римини.

Еще одна вещь с историей — клавир оперы Чайковского «Евгений Онегин» с автографами Сергея Лейферкуса, Дмитрия Хворостовского и других оперных звезд. У Архиповой была традиция: в поездки брать с собой клавир, на форзаце которого она писала название города, в который ездила, а также брала автографы у тех, с кем работала.

«Геликон-опере» тоже есть чем похвастаться из собственной коллекции. Помимо предметов, которые предоставил театру внук певицы, здесь хранится ее ярко-бирюзовое концертное платье. Обычно полюбоваться им могут лишь артисты и стажеры театра, которые занимаются в артистической «Ирина Архипова» — именно там хранится шикарный наряд. Но в честь знаменательной даты певицы платье впервые решили показать широкой публике.

Все здесь о ней и про нее — настолько, что кажется, здесь звучит ее невероятной красоты голос, который (удивительно, как?!) сохранил свое молодое звучание. Когда Тамара Синявская ездила за границу, ее там спрашивали, мол, а как зовут ту «русскую певицу с молодым голосом». Речь шла об Ирине Архиповой…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29441 от 16 января 2025

Заголовок в газете: Аve Ирина

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру