В 2016-м году вся труппа «Эрмитажа» была вынуждена временно перебраться на сцену по адресу Новый Арбат, дом 11 — Основную сцену закрыли на реставрацию. Много обещаний прозвучало по этому поводу, все питали надежду, что возвращение домой не заставит себя долго ждать. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное. Уже девять лет, как театр «гостит» на Новом Арбате в надежде на чудо.
Лед тронулся: словно подарок под елку на старый Новый год пришла новость о том, что утвержден проект реставрации здания театра, а это значит, что возвращение не заставит себя долго ждать. Или?..
«К этой вести мы отнеслись с некоторой долей недоверия и скепсиса: слишком долго ждали и нам часто обещали, — делится худрук театра Михаил Левитин, — труппа об этом мечтает больше меня. Я несу ответственность за все, а делать это, не понятно на кого опираясь, мне очень трудно. Понимаю, что департамент — близкая организация и хочет нам добра, но добро это около девяти лет не получается, что меня волнует».
В этом году в «Эрмитаже» 65-й театральный сезон, который они отмечают яркими премьерами, — «Веселая женщина», спектакль о Елене Блаватской, «Лес. Частный случай» по Островскому — жизнь театра продолжается, но не покидает ощущение, что «Эрмитажу» с новыми постановками совсем тесно на Новом Арбате.
«У нас огромные спектакли, которые я готовлю явно не для этой сценки, а для той, — продолжает Михаил Захарович, — все, что в последнее время выходило, и последующие постановки рассчитаны на Основную сцену. Я сам себя настроил: репетировать так, словно у нас все в порядке, для той сцены. Труппа это знает и работает исключительно добросовестно. Они смотрят на меня, мол, он терпит и мы потерпим».
— А не «прикипел» ли кто-то из труппы к Новому Арбату? Может, есть те, кто не хотят возвращаться обратно?
— Нет-нет, никто, все хотят домой. Никто не против, чтобы на Арбате шли спектакли, чтобы сцена осталась за нами тоже, но этого никогда не будет, потому что это выгодная сцена и за нами ее не оставят. На ней долго жил Калягин в таком же положении, как мы, и Дима Бертман тоже несколько лет там провел. Но у них все кончилось хорошо, а как кончится у нас — покажет время. Любая новость сейчас на меня производит очень поверхностное впечатление, но руководство департамента точно хочет, чтобы мы переехали туда, очень.
— Могли себе представить, что все так затянется?
— Нет, у меня были сильные гарантии. Тогда был жив Кобзон, который мне немножко помогал… Но потом гарантии куда-то исчезли. Разобраться в подноготной сейчас очень трудно. Мы не подозревали, что так сложится, а потом начали привыкать к этому кошмару.
Здание на Каретном ряду, 3, строение 1, построено в 1892 году — за более чем сотню лет может похвастаться своей богатой историей! Театр здесь обосновался благодаря Якову Щукину, знаменитому театральному предпринимателю и меценату, который в том числе основал и сад «Эрмитаж». На этой сцене в разное время состоялись режиссерские дебюты Сергея Эйзенштейна и Марка Захарова, а в 1978 году туда пришел работать нынешний художественный руководитель театра Михаил Левитин.
В ходе реставрации зданию должны вернуть исторический облик — восстановить утраченные архитектурные элементы, укрепят несущие стены, отреставрируют отделку, а также проведут работы по обеспечению безопасности и комфорта зрителей — модернизируют входные группы, эвакуационные выходы, проведут ремонт лестниц и многие другие работы.