Накануне Нового года взрослые девочки рассказали тревожные сказки про полезную козу и мишку без лапы

Языком пластики напомнили о балетном прошлом Агния Барто

Накануне Нового года в ДК «Рассвет» состоялась премьера независимого проекта «Коридор Барто» в постановке режиссера и хореографа Анны Закусовой по мотивам детских стихотворений Агнии Барто. 

Языком пластики напомнили о балетном прошлом Агния Барто
В роли Тани — Дарья Ворохобко. Фото — Светлана Хохрякова

Авторы пластического спектакля заранее объяснили зрителям, что в были времена не было доступной психотерапии, ретритов в Гоа (речь идет о духовных практиках, позволяющих забыть о повседневности  и обрести внутреннее равновесие), антидепрессантов, форумов мам. Приходилось самостоятельно справляться со своими тревогами. О том, что с нами происходит, теперь предлагают разобраться при помощи  Агнии Барто, со стихами которой мы росли.  

Стихи детские, но спектакль для взрослых. Он посвящен способам горевания, опыту проживания травм, потерь и разлук.  

Перед нами черная, черная сцена, напоминающая черную, черную комнату. Как в детских страшилках. Появляется актриса в  черном, черном  платье -  выпускница академии хореографии Большого театра и  мастерской Дмитрия Брусникина  в Школе-студии МХАТ Дарья Ворохобко. Многие помнят ее по первым спектаклям брусникинцев. 

Маска Неваляшки, черные шары Тани. Сцена из спектакля. Фото — Светлана Хохрякова

Она долго-долго бьет  по черному мячу, пока рассаживается публика, продолжая громко разговаривать, не  воспринимая происходящее как  увертюру. Кто кого переиграет:   взрослая девочка Таня с мячом или неугомонные зрители? 

Выходят музыканты – Евсей Зубков (ударные), Юлия Мигунова (виолончель), Дмитрий Рессер (гитара).  Музыку к спектаклю написала  композитор Ольга Шайдуллина. Здесь важна  не мелодия, а множество звуков, в которых растворяется и утопает все, что мы видим. 

Сбоку в  глубине сцены  установлен  пюпитр, на котором меняется «партитура» - названия  стихотворений  Агнии Барто: «Мишка», «Мячик», «Слон», «Флажок»…  Выходят девушки в белых платьях, словно на детском утреннике. 

Вспоминается лучший эпизод фильма «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, воспроизводящий запахи детства, новогодний утренник в духе 70-х. Для кого-то он, как травма на всю оставшуюся жизнь. Юлия Пересильд в роли провинциалки Марины – она  работает   Снегурочкой на детских елках,  Юра Борисов в костюме Деда Мороза…

А здесь девушки что-то едва различимое проговаривают. С трудом можно разобрать строки: «Тише, Танечка, не плач. Не утонет в речке мяч…»  Из  их глаз текут слезы -  нити новогоднего серебряного дождя. 

Тани множатся. Они скрываются под масками. Одна  из них появляется в облике усталой  Неваляшки и начинается  женский стендап. Таня давно выросла. Жизнь свою она профукала, и это мягко сказано. Теперь  сочувствующие говорят: «Держись!»,  «Поплачь!». Становилось ли кому-то легче от  такой поддержки? Особенно от ответных рассказов о собственных бедах.  Выпускница Школы-студии МХАТ, актриса Театра  Ермоловой Наташа Горбас произносит свой  монолог, обращаясь  к залу.  

Когда речь заходит о мишке, которого уронили на пол, а потом оторвали мишке лапу,  одна из  актриса у микрофона зачитывает  медицинские  правила: как правильно обработать рану, как поступить с оторванными конечностями и грамотно перевезти такого пациента.

Из «кордебалета» на время выходят со своими партиями  белоснежная красавица Ира Сова, экзотическая Елена Ербакова из Бурятии, сыгравшая в фильме «Сердце Пармы» княгиню  Тичерть, Анастасия Альмухаметова из Театра Ермоловой, украсившая спектакль своим неожиданным дивертисментом  с аккордеоном.  

Игрушки детства оживают. Появляется черная голова «полезной козы», которой только детей пугать, Кто-то тянет самосвал за веревочку. Тут же вспоминается страшный эпизод жизни самой Барто – гибель юного сына, которого сбил у Третьяковки грузовик.

Театральный коридор наполняется призраками и событиями прошлого, . которые связаны не столько со стихами Барто, но ее взаимоотношениями с теми, кто ее поддержал,  и кого  она потом не поддержала, тем, как она  окончила хореографическое училище и мечтала связать свою жизнь с балетом, но так и не связала. Зато теперь все это вдруг всплыло и оформилось на сцене. Параллельно  с работой  в балетной труппе Барто выпустила стихотворный сборник «Игрушки». 

В 1938 году она написала чудесное стихотворение «В театре»: «Когда мне было/Восемь лет/ Я пошла/ Смотреть балет…» . Ну, а дальше :  «Все сильней играют трубы,/ Пляшут гости на балу,/А мы с моей подругой Любой/ Ищем номер на полу». Дети ходили в театр, теряли номерки. Шел  1938-й. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру