На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая, современная, драматичная, полная ритмических и фактурных изысков партитура Комиссарова прозвучала ярко, выразительно, динамично. Организаторы показа назвали свое выступление «презентацией» — и в самом деле, прозвучали не все номера полностью готовой оперы. Однако исполнение позволило составить ясное представление о масштабном замысле этого произведения. Здесь есть все, что соответствует статусу самого высокого из театральных жанров: захватывающий сюжет, в котором главный герой, молодой солдат Алеша, перемещается во времени из событий Великой Отечественной в реалии СВО. И это абсолютно логично: действие фильма «Баллада о солдате», на основе которого написано либретто, происходит именно на Донбассе, в Луганске. И упоминаемые персонажами географические названия окрашиваются новыми сегодняшними коннотациями. Здесь есть выразительные вокальные партии, которые артистично исполнили Константин Чурсин (Театр имени Н.Сац), Николай Казанский, Оксана Горчаковская (Большой театр), Сергей Новиков, Анастасия Ваганова (молодые лауреаты международных конкурсов), а также Дарья Беликова, постоянно дающая концерты в зоне СВО. Прелестный женский народный хор МГИК внес уместную фольклорную краску. Образ спектакля был дополнен видеопроекцией, в которой графично, с хорошим вкусом и в то же время эффектно раскрылась тема общности событий двух эпох.
Но главное — здесь есть профессиональная оперная партитура, талантливая оркестровка, удивительный для новой академической музыки мелодизм, красивые запоминающиеся темы, одним словом, внятность музыкального языка. Композитор сознательно использовал аллюзии с советской классикой, самой различной — песенной, оперной, симфонической, кинематографической. При этом — никакого плагиата или вторичности. Как это может быть? Легко, если композитор органично мыслит в парадигме традиционного музыкального языка и не пытается искусственно выдать псевдоавангардную «свежесть». Интересно, что сегодня именно этот язык воспринимается как современный и даже модный. Своего рода музыкальный винтаж, в котором сбалансировано «узнаваемое» и абсолютно новое. Как это сделано, например, в хоровом фрагменте на основе цитаты из песни «На позицию девушка провожала бойца» или — еще более оригинально — в симфоническом антракте, в который вплетается цитата из «Вставай, страна огромная».
Идея взять за основу оперы сценарий фильма «Баллада о солдате», созданный в соавторстве с Григорием Чухраем выдающимся сценаристом Валентином Ежовым (автор таких киношедевров, как «Белое солнце пустыни», «Тридцать три», «Крылья», «Сибириада» и многих других), принадлежит вдове драматурга Наталии Готовцевой-Ежовой. Именно она посоветовала авторам будущей оперы взять «Алешу», а не «Соловьиную ночь», на которую поначалу нацелился автор идеи режиссер Игорь Яринских. Причина проста «Соловьиная ночь» — это про победу, а вот «Алеша» — про то, как она доставалась. Что рифмуется с сегодняшним днем. Сама Наталия Всеволодовна присутствовала на показе и очень высоко оценила работу всех создателей оперы.
Игорь Яринских, режиссер, автор идеи:
— Пьеса «Алеша» никогда не ставилась на сцене. Она превратилась в сценарий фильма «Баллада о солдате». Но изначально автор дал ей подзаголовок: музыкальная драма. Мы поняли, что для того, чтобы смыслы этого произведения вызывали сопереживание наших современников, нам нужна именно музыкальная форма. Главный герой оперы — Герой с большой буквы. Но не потому, что он подбил два танка. Героем его делает путь к матери, во время которого он совершает ряд героических поступков. Алексей — не военный, а мирный человек, оказавшийся на войне. И это тоже — рифма с нашим временем. Главная наша цель — показать нового героя, героя будущего, героя новой России.
Проект «Алеша», поддержанный Росгвардией, ждут в Луганске. Мировая премьера оперы приурочена ко Дню Победы, а также к годовщине освобождения Луганска.