Многие ассоциируют гжель с «бабушкиным сервантом» — посуда, вазочки, фигурки, расписанные под гжель, достают по важным поводам и выставляют на стол как предмет гордости, но для многих это символ прошлого. А еще гжель обвиняют в излишнем однообразии. Бело-голубые цвета знаменитой посуды хоть и узнаваемы, но многим уже давно надоели. В Музее декоративного искусства решили опровергнуть эти тезисы и показать внушительную коллекцию образцов знаменитого народного промысла, чтобы доказать, что гжель — это краски и поле для полета фантазии.
Более семисот предметов составляют экспозицию, которая охватывает период с XVIII века и до наших дней. Уже здесь стоит призадуматься о том, какая гжель долгожительница! В чем же секрет ее успеха? Попробуем разобраться.
Здесь рассказывают богатую и увлекательную историю промысла, наглядно показывая этапы его развития: с чего все начиналось, какой еще была гжель, помимо ее устоявшегося стереотипного образа.
Центром всеобщего внимания являются экспонаты, впервые вышедшие в свет, - фарфор гжельских заводов XIX века. Особенно любопытно посмотреть на нетипичные в понимании большинства предметы, ломающие традиционные представления о гжели. Истинные мастера всегда уходят в творческие поиски и тем самым помогают развитию своего дела. Так, и в советское время художники пересматривали выразительный язык промысла, что привело к неожиданным результатам: новые сюжеты, новые техники, огромная цветовая палитра. Современные художники тоже не согласны с тем, что гжель — это исключительно «вазочка с кобальтовой росписью на белом фоне». Современные творцы не только опровергают стереотипы о промысле, но и приоткрывают завесу тайн технологии работы с фарфором и создания неповторимых изделий.