Но в ее судьбе все необычно. Анастасия Вертинская родилась в семье легендарного шансонье и актера Александра Вертинского. Ее сестра – Марианна Вертинская – родилась на полтора года раньше и тоже стала одной из первых красавиц советского кино. Их постоянно сравнивали – кто лучше, талантливее и краше. Обе доченьки, как называл их отец, имея все, слишком рано ушли в тень, перестали сниматься и выходить на сцену. У каждой из них на то были свои причины.
Они разные, хоть и похожи. Марианна родилась в Шанхае, где Александр Вертинский встретил будущую жену, грузинскую красавицу Лидию Циргваву. Она тоже была актрисой и художницей, родилась в Харбине и прожила 91 год. У них была большая разница в возрасте. Вертинский был старше жены на 34 года. Родители Анастасии вернулись из эмиграции в Москву, когда ее отцу было 50 лет.
Александр Вертинский умер, когда ей было 12 лет. Матери пришлось растить двоих детей без всякой поддержки. В 15 лет Анастасия снялась в «Алых парусах» Александра Птушко, где сыграла Ассоль. (Ее мама снималась у него в 1950-е в «Садко» в роли птицы Феникс.) Так Анастасия начала самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Она окончила Театральное училище им. Б. Щукина, поступила в Театр им. Евг. Вахтангова, как и сестра, но надолго там не задержалась, перешла в «Современник», где стала настоящей звездой. Олег Ефремов ее обожал. А она за ним пошла во МХАТ.
Ее лучшие роли сделаны именно с ним и с Анатолием Эфросом, До сих пор театралы вспоминают ее Эльмиру в «Тартюфе» Мольера, поставленном Эфросом. Она также сыграла у него Просперо и Ариэля в шекспировской «Буре».
Карьера в кино складывалась стремительно. После «Алых парусов» был «Человек-амфибия» Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева и роль Гуттиэре. Вертинская стала невероятна популярна. Поклонники не давали ей покоя, преследовали около дома и на улице.
Григорий Козинцев подарил ей роль Офелии» в «Гамлете». Вертинская сыграла Лизу Болконскую в «Войне и мире» Сергея Бондарчука, Таню во «Влюбленных» Эльёра Ищмухамедова, и тысячи ее поклонниц повязывали косынку, как она.
Она сыграла Джемму в «Оводе», снялась в роли матери в «Городе Сочи темные ночи» Василия Пичула, о чем потом сожалела. Хотелось, наверное, быть вечно молодой.
Она снялась в «Жажде страсти» у актера и режиссера Андрея Харитонова по Валерию Брюсову и вернулась на пьедестал некой идеальной женщины. Юрий Кара пригласил ее на роль Маргариты в экранизацию романа Булгакова «Мастер и Маргарита», пролежавшую под замком многие годы. А ей тогда уже было 48 лет, и Мастера играл еще молодой Виктор Раков. Вертинская летала в докомпьютерном веке на метле над Арбатом при помощи крана. И это было счастье безграничной свободы.
Она вышла на сцену в спектакле «Имаго», и было это около двадцати лет назад. «Нахлебалась» тогда сполна от критиков, как любит выражаться ее первый, единственный и уже бывший муж Никита Михалков, отец ее сына Степана Михалкова.
Вертинская вела на телевидении программы «Другие берега» и «Золотое сечение», преподавала в разных странах актерское мастерство, а потом ушла из поля зрения, посвятив себя семье сына, внукам. Правда, издавала книги и диски с песнями отца, выпустила спектакль «Мираж, или Дорога русского Пьеро» в год его юбилея.
Вот, пожалуй, и все. Теперь доходят только слухи о том, как она живет, в которых больше вранья, чем правды.