«Щелкунчик» стал миллионером: подведены культурные итоги года

Поспособствовало «динамичное ценообразование»

Триумфаторы, назначенцы, юбиляры, миллионеры, страхи и предчувствия нашего культурного городка — чего только не случилось за год. Подводим итоги, делаем выводы, рассматриваем перспективы.

Поспособствовало «динамичное ценообразование»
«Маска», мы тебя знаем.

Реформа года добралась до «Золотой маски». За 30 лет существования национальной театральной премии и одноименного фестиваля это была не первая попытка изменить существующее Положение — его девять (!!!) раз редактировали. И вот наконец новый председатель и секретариат СТД РФ, собрав специалистов, сделали то, о чем так долго говорила театральная общественность, — открыли двери для всех направлений театра, а не только для одного, лишь по формальным признакам современного. Упразднены частные номинации, а заветную «Маску» отныне будет получать спектакль. Недовольных переменами хватает, но Владимир Машков, собственно инициировавший проведение реформы еще год назад, уверен, что это поможет нацпремии стать открытой, честной и объективной.

Переезд года, а возможно, и века, пережила «Троица» Андрея Рублева, которую в конце июня перевезли в Сергиев Посад. В Троице-Сергиевой лавре, согласно договору между РПЦ и Минкультом, она будет находиться как минимум 49 лет. Считай, уехала навечно. Хотя реставраторы настаивали на консервации. Созданы ли для шедевра подходящие условия — большой вопрос. Специалисты уверены, что вместе с передачей РПЦ «Троицы», а чуть раньше раки Александра Невского в Александро-Невскую лавру, запущен передел музейного фонда в пользу церкви.

Задержание года в середине лета прозвучало как выстрел. Фигурантом уголовного дела стал экс-глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Его обвинили в восьми эпизодах получения взяток и мошенничестве, по предварительным данным, на общую сумму более 100 млн рублей. В истории столичной культуры он останется как знаток военной атрибутики, не раз демонстрировавший свои знания на театральных подмостках. При нем открылся концертный зал «Зарядье», зачем-то слили несколько театров и едва уцелела гордость отечественного музыкального образования — детские музыкальные школы. Чиновник готов искупить грехи мздоимства на СВО, но дадут ли ему такую возможность?

Солнце года — взошло в честь 225-летия нашего всего — Александра Пушкина. Согласно статистике, состоялось 75 мероприятий. Что ни неделя, то премьера «Маленьких трагедий», «Повестей Белкина», «Дубровского» и даже «Кабаре Пушкина». А также выставки, концерты, лекции, акции, инсталляции — кругом было оно, солнце русской поэзии. Регионы не отставали.

Назначение года. В один июньский день Департамент культуры Москвы резко сменил руководство сразу трех столичных театров. В «Современник» пришел Владимир Машков, в Театр Виктюка — Константин Богомолов, а в "Сатиру" — Евгений Герасимов. Решение спорное: если о Машкове как о преемнике еще при жизни думала Галина Волчек, то с другими кандидатами явно поспешили. В "Сатиру" следовало бы отправить Богомолова, у которого жанр сатиры был живее всех живых.

«Мастер и Маргарита» (кадр из фильма).

Кинохит года — «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова стал лидером проката и самым многострадальным российским фильмом. Его производство затянулось, он сменил первоначальное название «Воланд» (возможно, потому, что главного героя сыграл немецкий актер Аугуст Диль). На производителей картины подавали в суд правообладатели романа, но ничего не добились. Фильму не хотели выдавать прокатное удостоверение из-за высказываний режиссера Локшина, — уроженца и гражданина США с русскими корнями, — но ставки были слишком велики, в том числе и финансовые. Дойдя наконец до зрителей, отечественный блокбастер вызвал противоречивую реакцию, вплоть до обвинений в попытках опорочить советское прошлое. Но авторы знали, на что шли, выбрав роман, приносящий несчастья.

Триумфатором года стала «Анора» американского кинорежиссера Шона Бейкера об отпрыске российского олигарха, женившегося на нью-йоркской стриптизерше. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах во многом благодаря участию российских актеров Марка Эйдельштейна и Юры Борисова, и на нее обрушился шквал критики за то, что обошла опусы более значимых режиссеров, ну и за сам факт участия русских (куда же теперь без политики?!). При этом «Анора» — номинант престижных американских премий, включая «Золотой глобус», а дальше наверняка будет «Оскар». Эйдельштейн и Борисов не сходят со страниц ведущих мировых изданий и получили заманчивые международные предложения вопреки потоку брани со всех сторон.

Обыски года прокатились весной по домам и мастерским художников, которых связывают с делом Петра Верзилова (признан иностранным агентом). Среди них Анатолий Осмоловский (возглавляемый им институт «База» закрыт), Василий Слонов из Красноярска (арт-объект в виде неваляшки с «блатной» символикой уничтожен), Александр Курицын, он же Синий Карандаш (уволен из филиала ГМИИ имени Пушкина). Под подозрение попал и Музей современного искусства PERMM. Похоже, обыски у художников, казавшиеся нонсенсом в начале года, становятся практикой.

«Щелкунчик» в Большом театре. Фото: пресс-служба театра

Миллионером года стал не человек, а всенародно любимый балет «Щелкунчик», чему поспособствовало «динамичное ценообразование», проводимое администрацией Большого театра. Если еще в сентябре на «Лебединое озеро» можно было попасть за 50 тысяч руб., просто купив билет в кассе театра, то на «Щелкунчик» билеты в кассу не поступали. Решив вступить в смертельную схватку с билетной мафией, Большой отправил зрителей на сайт, который от желания всех и сразу отхватить билетик на балетную сказку сразу «лёг».

Ажиотаж подогрели аукционом, выставив на продажу места в ближнем партере с номиналом в 50 тысяч при «шаге» в 5000. Рекорд не заставил себя ждать — максимальная цена за лот (4 билета) достигала порядка 1 миллиона 200 тысяч. То есть за билет в 12-й ряд партера на «Щелкунчик» граждане выложили 300 тысяч. Пока рублей. Что будет в следующем году? Поживем — увидим, но после нынешних продаж ясно одно: кто богат — того и тапки. То есть сказка.

Дуэль года между двумя Константинами, и к тому же Юрьевичами, из-за одной птички, то есть «Чайки» по Чехову, не состоялась, потому как профессору негоже стреляться с пятиклассником. Двух премьерных «Чаек» сравнивать невозможно, поскольку Богомолов на Бронной своей постановкой задал такую высокую планку современному театру, адаптации в нем классики, работе с актерами, до которой не всякий профессиональный режиссер дотянется. Не то что актер, впервые попытавший режиссерского счастья в театре.

Возвращение года длиною в шесть лет. Именно столько времени картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (полное название) была скрыта от глаз публики. Шесть лет назад вандал, возмущенный содержанием полотна, изрезал его. Спасая шедевр, Грозному и его наследнику в Третьяковке создали поистине царские условия: открыли мастерскую, оснащенную новейшим техническим оборудованием, специально разработанным для спасения репинского шедевра. Четыре года трудились реставраторы, еще два ожидали специально разработанного для него эксклюзива — «бронежилета». Теперь обоим Иванам ничто не угрожает.

Ожидание года связано с селом Сонцовка, где родился Сергей Прокофьев. Развивая наступление на Красноармейском направлении, наши войска еще в ноябре начали бои за малую родину всемирно известного композитора. С этого момента в напряжении находились все — Музей Прокофьева в Москве, Донецкий краеведческий музей, филиалом которого до захвата Сонцовки ВСУ был расположенный там Музей Прокофьева. И еще десятки думающих и понимающих важность момента людей из Донбасса и «материковой» России. Обоснование, почему крохотное село, состоящее из пяти улиц и нескольких десятков домов, стоит всех переживаний, сформулировал директор Донецкой филармонии: в ДНР нет своей Ясной Поляны или усадьбы Чайковского в Воткинске. Поэтому новость об освобождении села — даже если музей погибнет, даже если памятник Прокофьеву пострадает — в Донецке встретят со слезами на глазах.

Юра Борисов в фильме «Анора».

Актер года Юра Борисов к своим 32 годам снялся в 69 фильмах. И если прежде он был номинантом Европейской киноакадемии благодаря российско-финской картине «Купе номер 6» (Гран-при Каннского кинофестиваля), то теперь стал номинантом нескольких американских кинопремий, включая «Золотой глобус», лауреатом кинокритиков Лос-Анджелеса и Сан-Франциско как лучший актер второго плана в «Аноре». Ждем «Оскар». А Юра продолжает работать в российском кино. После «Купе номер 6» он говорил, что такого витка у него больше не будет. И оказался… неправ.

Юбилей года отметил композитор Владимир Дашкевич. Любимый публикой и сверхпопулярный музыкант, философ и кибернетик, практик и теоретик принадлежит к числу великих личностей нашего времени. Он один из немногих современных композиторов, кто сочиняет симфонии и оперы и при этом пишет мелодии, которые остаются у всех на слуху. И теперь, на десятом десятке, он продолжает творить: опера, оратория для хора и солистов, книга, подготовка культового мюзикла — ни дня без события и творчества.

Выставку года устроил Эрмитаж. «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века» благодаря дизайну и архитектуре проекта, за которые отвечали Эмиль Капелюш и Юрий Сучков, превратился в театральный пир во время чумы. Невероятно разыгранное действо погружало посетителей музея в непростое время, когда так ярко и натуралистично писали яства и дичь. На фоне эрмитажного проекта та же тема в Пушкинском, где натюрморты Снейдерса и учеников развесили по классике, смотрится провалом. Впечатление провала усилил новый логотип музея с совместными монограммами из букв «П» и «М».

Гастроли года состоялись — Мариинка приехала в Большой, а Большой поехал в Мариинку. Событие можно считать историческим. На протяжении 20 лет об этом говорили, но дальше разговоров почему-то дело не шло. То есть хотели все, но кто-то злой и жадный (кто бы это мог быть?) встал на пути взаимообмена большим искусством. И вдруг по мановению волшебной палочки (и понятно, в руках какого дирижера!) все переменилось, и московские балетоманы наконец увидели масштабные спектакли Мариинского «Дон Кихот» и «Бахчисарайский фонтан».

Предчувствие года, страшное и ужасное, поразило столичные театры в ожидании продаж билетов по паспортам. Все начнется только 15 марта 2025 года, но уже сейчас зрители, не желающие головной боли при посещении театра, отказываются покупать билеты, а дирекция театров подсчитывает убытки. Страх небезосновательный: авторами пилотного проекта не учтены многие факторы и не просчитаны риски. Например, приход в театр с детьми, которым неизбежно придется стоять на улице, пока их мама или подслеповатая бабушка судорожно достает из сумки свидетельство о рождении, и (внимание!!!) только оригинал. Самый эффективный способ закрытия театра найден — уверены те, кто в них работает. Потирают руки только цирковые — эксперимент пролетел мимо них.

Угроза года возникла под самый конец, когда в Сирийской Арабской Республике неожиданно рухнула власть Башара Асада. Конечно, свергнувшие законного президента экстремисты — ребята помягче, чем те, кто кувалдами крошил и взрывал статуи в Пальмире, но эксперты говорят, что судьба античных («языческих»), христианских и как минимум алавитских памятников культуры под вопросом. А если копать глубже, то существует угроза существованию малых сирийских селений, в которых царил межконфессиональный мир и столетиями сохранялись уникальные элементы этнографии, которые считаются памятниками культуры, просто нематериальными.

Самые необычные трусы.

Трусы года изготовили из газет «МК» для картины Ивана Симонова, представленной на ярмарке современного искусства Сatalog. Вообще-то, на полотне морячок изначально был изображен в стрингах, но подобное «распутство» посчитали неприличным. И так на служивом появились газетные трусы, которые шли ему куда больше, чем какие-то там стринги, и потому привлекли внимание к полотну.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29429 от 19 декабря 2024

Заголовок в газете: «Щелкунчик» стал миллионером

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру