Кинорежиссер Цымбал рассказал о съемках Фрейндлих в «Сталкере»: «Сыграет даже дверную ручку»

Алисе Бруновне - 90, и она все еще на сцене

8 декабря у Алисы Фрейндлих большой юбилей. Ей — 90, но она продолжает играть. Времена меняются, и публика уже не та, а когда-то в Петербурге достаточно было назвать только ее имя, без фамилии, чтобы люди поняли, о ком идет речь.

Алисе Бруновне - 90, и она все еще на сцене
В спектакле "Алиса". Фото - Стас Левшин. Пресс-служба БДТ

За свою счастливую профессиональную судьбу, какая редко складывается у актрис, Фрейндлих сыграла не одну сотню ролей в театре и кино. Она всегда была единственной и неповторимой и до сих пор выходит на сцену БДТ им. Товстоногова вместе с Олегом Басилашвили, несколько месяцев назад отметившим 90-летие.

На спектакль «Лето одного года», где они играют супругов, попасть невозможно. Билеты на него продаются только по паспортам. Таких спектаклей в БДТ всего два. Но там, где Фрейндлих, борьба со спекулянтами обречена на провал.

Она — одна из редких актрис, которые продолжают сниматься в кино, несмотря на годы, но крайне избирательно. Две последние по времени картины были связаны для Фрейндлих с участием ее любимого внука Никиты Владимирова. Он успел заявить о себе как продюсер, попробовал силы в режиссуре. Так появились «Родители строгого режима», который он снял, и «Карп отмороженный» Владимира Котта, который Никита продюсировал. Чуть раньше Фрейндлих снялась в «Большом» Валерия Тодоровского, где великолепно сыграла педагога хореографического училища и бывшую балерину. Это одна из лучших ее ролей.

Еще одна важная работа последних лет — Алиса в одноименном спектакле БДТ в постановке Андрея Могучего по мотивам произведений Льюиса Кэрролла. До недавнего времени Фрейндлих его играла на камерной сцене Каменноостровского театра, выходила в гущу зрителей, растворяясь среди них, и эта ее близость сводила с ума. Она была невероятна, когда предавалась воспоминаниям о собственной жизни, которая тоже наполнена чудесами, как у Алисы в Стране чудес. В спектакле была юная Алиса, которую играла молодая актриса, и та, что старше, и она плыла по волнам своей памяти, причудливым образом сохраняющей какие-то важные и незначительные эпизоды, а какие-то вычеркивающей. Взрослая Алиса страдала от бессонницы и погружалась в тайны подсознания. Премьера состоялась, когда Алисе Фрейндлих было 79 лет, и еще до пандемии можно было ее увидеть в этой необычной роли.

Среди множества картин, в которых снималась Фрейндлих, есть особенная — это «Сталкер» Андрея Тарковского. Его изучают в киношколах всего мира. Ее знает каждый настоящий синефил в любой точке мира.

О том, как снимался шедевр Тарковского с непростой судьбой, мы поговорили с кинорежиссером Евгением Цымбалом. Это сейчас он лауреат британской кинопремии BAFTA и российской «Ники», обладатель более 50 призов на фестивалях мира за игровые картины «Защитник Седов» и «Повесть непогашенной луны» и документальные ленты «Сны Сталкера», «Дзига и его братья», «Другой Тютчев», «Тетрадь сожженного гетто», «Оскар». А тогда он работал администратором, ассистентом по реквизиту, вторым режиссером на «Восхождении» Ларисы Шепитько, картинах Никита Михалкова и Эльдара Рязанова.

У своего мастера Эльдара Рязанова Евгений Цымбал не только учился на Высших режиссерских курсах, но и работал ассистентом по реквизиту на «Служебном романе», после которого перешел на «Сталкер», где на протяжении двух лет был ассистентом по реквизиту, а потом и вторым режиссером.

Евгений Цымбал. Фото - Светлана Хохрякова

Мы поговорили с Евгением Цымбалом о том, как Алиса Фрейндлих оказалась в картине Тарковского.

— В кинематографической среде много легенд связано со «Сталкером». Давайте вспомним, как случилось, что вы стали причастны к появлению Алисы Фрейндлих на съемочной площадке?

— Я не приводил Алису Бруновну к Тарковскому, как иногда говорят. Я был тогда ассистентом по реквизиту, и все, что связано с актерами, не входило в мои функции. Как-то я находился в группе, когда появились Тарковский и оператор Георгий Рерберг. Они пришли, потому что в комнате Андрея Арсеньевича в тот момент находилась его жена Лариса. Тарковский и Рерберг начали обсуждать, кто же будет женой Сталкера.

Рерберг предложил Риту Терехову. Тарковский промолчал. Дело в том, что по отношению к Тереховой была безумная ревность со стороны его жены Ларисы Павловны. Она даже била ему физиономию на «Зеркале» при всей съемочной группе.

— Из-за Тереховой?

— Да. Она ее люто ненавидела. Второе предложение на роль жены Сталкера — это Марина Неелова. Она тогда только-только сыграла в «Монологе» у Ильи Авербаха и сделала это замечательно. А я до «Сталкера» работал у Эльдара Рязанова на «Служебном романе» и просто влюбился в Алису Фрейндлих. Четыре месяца, пока шли съемки, она ночевала в «Красной стреле». Можете себе представить? Она приезжала из Питера в Москву, снималась у нас, потом садилась в поезд и возвращалась домой. Там репетировала, играла спектакль и опять садилась в поезд и ехала к нам в Москву. И так четыре месяца подряд. Почти без выходных. При этом Алиса всегда была в хорошем настроении, всегда была готова к съемкам. Она безукоризненно знала текст, которого у Рязанова всегда много. Алиса отличалась чувством юмора, в общем, она была прекрасна.

И я предложил ее ни с того ни с сего, не имея на это никакого права. Я вообще не должен был лезть в тот разговор Тарковского и Рерберга, но я сказал: «Не хотите Алису Фрейндлих попробовать? Я только что работал с ней у Рязанова. Она там потрясающе сыграла». За это предложение очень ухватился Георгий Рерберг. А Тарковский, оказывается, а я этого не знал, хотел, чтобы она сыграла в «Зеркале» ту роль, которую впоследствии сыграла Алла Демидова. И он ее даже утвердил, но муж Фрейндлих (режиссер Игорь Владимиров, возглавлявший Театр им. Ленсовета. — С.Х.) ее не отпустил, потому что Алиса, как она сама говорила, была коренной лошадью репертуара (коренная лошадь — это лошадь, запряженная в оглобли, которую используют для тяги и сдерживания повозки. — С.Х.). Она чуть ли не каждый день играла на сцене. 

Жена Сталкера. Кадр из фильма "Сталкер"

— И это не единственная роль, которая «уплыла» из-за невероятной занятости в репертуаре. Фрейндлих была в Театре Ленсовета мегазвездой, говоря современным языком. Как же разрешилась коллизия на «Сталкере»?

— Рербергу очень понравилось мое предложение, а Тарковский сказал, что тогда жена будет старше Сталкера, которого должен был сыграть Александр Кайдановский. На что Гога (Георгий Рерберг. — С.Х.) возразил: «Андрей, он же сидел пять лет в тюрьме, а жена тащила убогую, больную девочку на своих плечах. Как и где? — никто не знает. Мы же этого не рассказываем. Все остается за кадром. А весь ужас этих пяти лет и вообще прожитой со Сталкером жизни отпечатался на ее лице. Давай попробуем».

Тарковский какое-то время еще поупирался, а Рерберг сказал: «Ты смотри сам, но Фрейндлих может сыграть все что хочешь. Даже дверную ручку». Тарковский ответил: «Ну хорошо. Давайте попробуем». 

— И все-таки странно, что имя Алисы Бруновны возникло в контексте «Служебного романа», где у нее совсем другая роль.

— Да, там была абсолютно другая история. А в голову пришло ее имя потому, что Фрейндлих — очень хорошая актриса. В то время я ее в театре никогда не видел, но много общался на «Служебном романе». Не скажу, что это были какие-то душевные разговоры. Это были чисто рабочие отношения. А дальше произошла очень интересная история. Назначили пробу. Мы во вторник должны были снимать, а в четверг у нас еще не было актрисы на роль жены Сталкера.

Первой пришла Неелова. Ее долго старили. Она была невероятная секси, вся как наливное яблочко. Ее пытались сделать поношенной. Марина Неелова очень хорошо попробовалась на роль, ушла довольная собой, и в группе все были довольны ею. Единственная, кто не была довольна, это Лариса Павловна. Она сказала Тарковскому про Неелову: «Манерная кривляка, а не актриса».

А дальше неожиданно сделали кинопробу Ларисы Павловны. Она играла безобразно, пыталась что-то плаксивое изображать. Тарковский не особенно и вмешивался. Я не исключаю того, что ему трудно было ей отказать, но он не верил в нее. Лариса же была убеждена в том, что никто, кроме нее, жену Сталкера не сыграет. В общем, она отыграла очень плохо, но была уверена в том, что во всем виноват Рерберг, который плохо на нее поставил свет и плохо ее снял.

— Она считала, что он сделал это специально?

— Да. А потом пришла Алиса после смены озвучания у Рязанова, после «Служебного романа». То есть она там восемь часов отбарабанила в ателье и сыграла у Тарковского два дубля, как сказал Рерберг, шикарных, убойных. Когда Тарковский заканчивал фильм, он даже не собирался снимать этот эпизод, хотел взять кинопробу. Но оказалось, что это невозможно. Там была очень плохая фонограмма. Дело в том, что тогда на пробу не давали хорошую аппаратуру, приходилось работать с советским магнитофоном «Репортер-2». Профессиональный швейцарский магнитофон «Награ» — валютный и очень дорогой — выдавали только Сергею Бондарчуку и еще нескольким режиссерам. В конце все пришлось переснять.

— Фрейндлих, конечно, потрясающая актриса и женщина. Напрочь лишена высокомерия.

— Она вообще изумительная. Когда на съемках «Служебного романа» надо было переодеваться, она могла спокойно это сделать в автобусе. Никаких особых условий не требовала.

В своей книге о съемках «Сталкера» Евгений Цымбал подробно описал эпизод, когда Алисе Фрейндлих пришлось вызывать врача, когда она билась в конвульсиях и могла умереть на глазах у группы. Она потеряла сознание, только нашатырный спирт и валерьянка привели ее в чувство. Она играла сцену припадка, которую долго репетировали. Актриса пришла в состояние, близкое к тому, в каком находилась ее героиня. Тарковский требовал от Фрейндлих натурализма, чтобы все было физиологически точно. Когда нужное состояние было достигнуто, он не останавливал съемку. Тогда уже на картине вместо Рерберга работал оператор Княжинский. Он вопросительно смотрел на Тарковского, который как завороженный смотрел на Фрейндлих и говорил, чтобы камеру не выключали. Придя в себя, Фрейндлих извинялась за то, что так все получилось.

— Удивительно, что в театре Фрейндлих была такой грандиозной и знаменитой актрисой, а широкий зритель ее узнал только после «Служебного романа».

— До этого у нее были роли в кино, хорошие, но не очень большие. Мне кажется, что она снималась у узкого круга режиссеров, близких ей по профессии людей. Я наблюдал за ней каждый день, пока шли съемки. Она работала с невероятной отдачей. Даже не знаю, кто еще на такое способен.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29421 от 9 декабря 2024

Заголовок в газете: Алиса в заэкранье

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру