Новогоднее настроение в «РОСИЗО»: представлены уникальные елочные игрушки

«Стекло – удивительный материал»

Вера Мухина была новатором в своем деле и первой использовала стекло как материал для произведения искусства. Но она была профессиональным скульптором, а идея выросла из народного промысла, когда вполне повседневные бытовые предметы изготавливались на высоком художественном уровне. Один из ярких примеров тому есть дома у каждого из нас – елочные игрушки.

«Стекло – удивительный материал»
Елка из елочных игрушек. Фото Марина Чечушкова

В “РОСИЗО” создают новогоднее настроение. Здесь представили небольшую, но яркую экспозицию “Формы и образы. Стекло”, центром которой являются советские стеклянные елочные игрушки. Хорошо знакомые и любимые многими с детства сюжеты – мишка с гармошкой, будильник, овощная серия, герои сказок (Руслан и Людмила)... У стенда с дорогими сердцу игрушками толпа. Поколение постарше смахивает ностальгическую слезу со щеки: “У нас дома такая была, папа маме на Новый год принес…” Поколение помоложе с интересом разглядывает изящную работу советских мастеров и ищет в Интернете, где бы приобрести что-то похожее. Всеобщее внимание приковано к “старичкам”, которые удивительно хорошо сохранились. Шары, оплавленные из ламповых груш, дошли до нас с 1930-х годов.

Шарики-лампочки Ильича и другие елочные игрушки. Фото Марина Чечушкова

“А знаете, почему краска не облезла? – со знанием дела рассказывает одна из посетительниц старшего поколения, – потому что прокрашены они изнутри, в отличие от всех остальных игрушек. Мы тоже такие делали дома сами. Это из лампочек Ильича! А что? Денег было мало, а праздника и красоты хотелось. Семейная традиция такая была…”

Еще одним центром всеобщего внимания стала елка без елки – целиком из елочных игрушек, но уже современных.

Другой зал экспозиции посвящен стеклу – откуда, собственно, “ноги растут”.

“Стекло – удивительный материал, – объясняет выбор темы Георгий Москвичев, заместитель генерального директора “РОСИЗО”, – на протяжении тысячелетий он вызывал живой интерес у художников. Несмотря на свою кажущуюся хрупкость, это очень пластичный и податливый для художников материал. Недаром многие отечественные мастера обращались к стеклу и создавали свои произведения искусств, вкладывая большой художественный смысл, используя все формы выразительности в стекле”. 

Контраст: вазы эпохи модерн и советского времени. Фото Марина Чечушкова

Многие ассоциируют со стеклом прежде всего вазы (особенно хрустальные!) и прочую посуду, предметы украшения интерьера. Но какое разнообразие стеклянных изделий существует – представить сложно. В рамках одних только ваз есть где разгуляться. Обращают наше внимание на разность стилей: слева – образец эпохи модерн, что легко узнается в изысканной и тонкой работе художника. Изящные цветы, которые хочется рассматривать… А справа – советская работа, что тоже очевидно по сюжетам. Сперва даже и не скажешь, что стекло, больше похоже на фарфор.

Особый интерес публики вызывает стеклянный бюст – скульптурный портрет химика Николая Качалова, выполненный… Верой Мухиной!

А так можно было? – раздается вопрос “из зала”.

Вера Мухина. Портрет Николая Качалова. Фото Марина Чечушкова

Оказывается, художница была первой, кто использовал стекло как материал для произведений искусства. В 1940-е годы Вера Мухина вместе с Качаловым, писателем Алексеем Толстым и инженером-технологом Федором Энтелисом инициировали экспериментальное производство на базе бывших мастерских зеркальной фабрики. Так зарождался Ленинградский завод художественного стекла. Художественное руководство на заводе Мухина возглавляла вплоть до своего ухода из жизни. И некоторые ее стеклянные работы тут тоже представлены – две довольно необычные креманки и изысканный графин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру