«Впервые за 15 лет не могу купить билет»
В 10.00 понедельника, 2 декабря, Большой театр официально открыл интернет-продажу билетов на балет «Щелкунчик». К этой минуте на Театральной площади не было вообще никого — сложилось впечатление, что наши зрители не только смирились с цифровизацией, но и разобрались вполне, как она работает.
Но примерно через полчаса у закрытых до 11.00 касс Большого театра начали собираться люди. Правда, потом выяснилось, что половина из них — это затаившиеся журналисты или видеоблогеры, охотящиеся за сенсацией.
Тем не менее остальные были реальными покупателями — они пришли сюда, рассчитывая, что (цитирую) «штук десять билетов в кассу выложат», а по сути, надеясь на русский авось.
Перед табличкой с графиком работы пожилая женщина стала громко возмущаться: «Сказали же, что в десять начнут». Она стала главной героиней дальнейших событий: сначала кричала и требовала, потом плакала (вполне искренне) и просила помочь ей разобраться с Интернетом, объясняя, что впервые за 15 лет не сможет попасть на представление. В итоге она смирилась с поражением, покинув с билетом на «Луизу Миллер», идущую на Новой сцене, место «эпической схватки» с охраной, запрещавшей сотрудникам федеральных СМИ снимать происходящее.
В пресс-службе театра, кстати, подтвердили, что видео и фотосъемку нужно было согласовывать с ними, охранники действовали почти корректно, но осадочек, как говорится, остался.
И проблема не в том, что «возрастная бабушка не понимает, какие кнопки нажимать» и «для инвалидов и пенсионеров что-то можно было отложить» (это тоже цитаты с площади). Специализированный раздел сайта БТ — что проверено нами — моментально «лег» от наплыва посетителей, а затем «ожил» и выдал сообщение «билетов нет». При этом многие заходившие на страницу аукциона сталкивались с ошибкой «Bad Gateway».
Пресс-служба всего этого не признает, хотя соглашается, что были «бот-атаки и временные трудности», но сайт, по их словам, «не упал и не выходил из строя», а билеты раскупили за два часа.
Анонимный источник сообщил «МК», что якобы спекулянты поставили бот-программы и «все скупили», как именно — непонятно, но они вполне могли заранее запросить личные данные у клиентов и провернуть такую аферу.
Если эти сведения подтвердятся, окажется, что перекупы остались плюс путем аукциона фактически была узаконена спекуляция, но уже официальная.
А минимальная цена полного билета установлена на уровне 5000 рублей.
Раньше было лучше?
Круг, похоже, замкнулся; и тогда вполне резонным оказывается совет не поддаваться ажитации и посмотреть «Щелкунчика» в другом месте. Комментаторы в социальных сетях пишут, что проще дешевенькие билеты на поезд в Питер достать (под Новый год — сомнительно, но все же) и сходить в Мариинский театр (билеты там тоже от шести тысяч, но продаются без драки).
«Щелкунчик» в Большом, конечно, приобрел благородную патину классичности и прошел все мыслимые проверки временем. Но когда театр подчеркивает «намоленность» своей Исторической сцены, сообщая, что премьера балета состоялась 12 марта 1966-го, это дает повод полюбопытствовать, а сколько же попасть на него стоило раньше, когда и небо было синее, и трава зеленее.
Чтобы не пользоваться непроверенными данными, автор этих строк нашел, что называется, пруфы, на одной из популярных барахолок отыскав примерно с десяток старых билетиков, предлагаемых коллекционерам.
Справедливости ради заметим, что «космические» цены на «Щелкунчика» появились не сегодня. В 2015 году место в ложе №9 бельэтажа стоило 16 200 рублей (около 230 долларов по курсу на тот момент, но нужно еще делать поправку на инфляцию). Зато в 2018 году — почти недавно — место в четвертом ряду балкона четвертого яруса стоило (смахиваем скупую слезу) 1500 рублей.
А теперь вишенка на торте. Советский Союз. 1980 год. Партер. Вполне приличный 16-й ряд — не на верхотуре сидеть. Цена — 3 рубля. На 10 копеек дороже килограмма любительской колбасы. При средней зарплате в 195 советских «деревянных» рублей простой труженик мог купить 65 таких билетов. Делим среднюю зарплату 2024 года — 80 тысяч — на пять тысяч и получаем цифру 16.
И никакие трансляции, введенные в этом году, доступным всему народу «Щелкунчика» не сделают. Потому пройдут они не на, допустим, мультимедийных экранах в центре городов или в торговых центрах, а в кинотеатрах за отдельную, отнюдь не символическую плату. Так что едва ли это шаг навстречу регионам и миллионам соотечественников, которые не могут позволить себе приехать в столицу на уик-энд.