«Щелкунчик» для избранных: почему новогодняя сказка в Большом театре стала роскошью

Толпы, скандалы и закрытые двери

Новогоднее чудо — это прекрасно! Но только если за него не нужно платить втридорога или драться в очередях. В этом году номинально «расправились» с перекупщиками и устранили толпы у стен Большого театра, сделав билеты именными. Однако попасть на «Щелкунчика» все равно могут или состоятельные люди, или везунчики. Комментировать «аукционные» цены на посещение любимого несколькими поколениями балета не хочется вообще. Наша страна уже свыше тысячи дней ведет СВО, и отдавать 100 тысяч за два места в театре, когда за эти деньги можно отправить на фронт пять (!) бронежилетов, — это просто кощунство. К тому же, несмотря на заявления, что билеты реализуют исключительно в онлайне и все пройдет гладко, люди все равно пришли к кассам на Театральной площади и устроили скандал. На что они надеялись, ломясь в закрытые двери, выяснил корреспондент «МК».

Толпы, скандалы и закрытые двери

«Впервые за 15 лет не могу купить билет»

В 10.00 понедельника, 2 декабря, Большой театр официально открыл интернет-продажу билетов на балет «Щелкунчик». К этой минуте на Театральной площади не было вообще никого — сложилось впечатление, что наши зрители не только смирились с цифровизацией, но и разобрались вполне, как она работает.

Но примерно через полчаса у закрытых до 11.00 касс Большого театра начали собираться люди. Правда, потом выяснилось, что половина из них — это затаившиеся журналисты или видеоблогеры, охотящиеся за сенсацией.

Тем не менее остальные были реальными покупателями — они пришли сюда, рассчитывая, что (цитирую) «штук десять билетов в кассу выложат», а по сути, надеясь на русский авось.

Перед табличкой с графиком работы пожилая женщина стала громко возмущаться: «Сказали же, что в десять начнут». Она стала главной героиней дальнейших событий: сначала кричала и требовала, потом плакала (вполне искренне) и просила помочь ей разобраться с Интернетом, объясняя, что впервые за 15 лет не сможет попасть на представление. В итоге она смирилась с поражением, покинув с билетом на «Луизу Миллер», идущую на Новой сцене, место «эпической схватки» с охраной, запрещавшей сотрудникам федеральных СМИ снимать происходящее.

В пресс-службе театра, кстати, подтвердили, что видео и фотосъемку нужно было согласовывать с ними, охранники действовали почти корректно, но осадочек, как говорится, остался.

И проблема не в том, что «возрастная бабушка не понимает, какие кнопки нажимать» и «для инвалидов и пенсионеров что-то можно было отложить» (это тоже цитаты с площади). Специализированный раздел сайта БТ — что проверено нами — моментально «лег» от наплыва посетителей, а затем «ожил» и выдал сообщение «билетов нет». При этом многие заходившие на страницу аукциона сталкивались с ошибкой «Bad Gateway».

Пресс-служба всего этого не признает, хотя соглашается, что были «бот-атаки и временные трудности», но сайт, по их словам, «не упал и не выходил из строя», а билеты раскупили за два часа.

Анонимный источник сообщил «МК», что якобы спекулянты поставили бот-программы и «все скупили», как именно — непонятно, но они вполне могли заранее запросить личные данные у клиентов и провернуть такую аферу.

Если эти сведения подтвердятся, окажется, что перекупы остались плюс путем аукциона фактически была узаконена спекуляция, но уже официальная.

А минимальная цена полного билета установлена на уровне 5000 рублей.

Раньше было лучше?

Круг, похоже, замкнулся; и тогда вполне резонным оказывается совет не поддаваться ажитации и посмотреть «Щелкунчика» в другом месте. Комментаторы в социальных сетях пишут, что проще дешевенькие билеты на поезд в Питер достать (под Новый год — сомнительно, но все же) и сходить в Мариинский театр (билеты там тоже от шести тысяч, но продаются без драки).

«Щелкунчик» в Большом, конечно, приобрел благородную патину классичности и прошел все мыслимые проверки временем. Но когда театр подчеркивает «намоленность» своей Исторической сцены, сообщая, что премьера балета состоялась 12 марта 1966-го, это дает повод полюбопытствовать, а сколько же попасть на него стоило раньше, когда и небо было синее, и трава зеленее.

Чтобы не пользоваться непроверенными данными, автор этих строк нашел, что называется, пруфы, на одной из популярных барахолок отыскав примерно с десяток старых билетиков, предлагаемых коллекционерам.

Справедливости ради заметим, что «космические» цены на «Щелкунчика» появились не сегодня. В 2015 году место в ложе №9 бельэтажа стоило 16 200 рублей (около 230 долларов по курсу на тот момент, но нужно еще делать поправку на инфляцию). Зато в 2018 году — почти недавно — место в четвертом ряду балкона четвертого яруса стоило (смахиваем скупую слезу) 1500 рублей.

А теперь вишенка на торте. Советский Союз. 1980 год. Партер. Вполне приличный 16-й ряд — не на верхотуре сидеть. Цена — 3 рубля. На 10 копеек дороже килограмма любительской колбасы. При средней зарплате в 195 советских «деревянных» рублей простой труженик мог купить 65 таких билетов. Делим среднюю зарплату 2024 года — 80 тысяч — на пять тысяч и получаем цифру 16.

И никакие трансляции, введенные в этом году, доступным всему народу «Щелкунчика» не сделают. Потому пройдут они не на, допустим, мультимедийных экранах в центре городов или в торговых центрах, а в кинотеатрах за отдельную, отнюдь не символическую плату. Так что едва ли это шаг навстречу регионам и миллионам соотечественников, которые не могут позволить себе приехать в столицу на уик-энд.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29417 от 3 декабря 2024

Заголовок в газете: В Большом театре не щелкают

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру