В день празднования столетнего юбилея в стенах Театра сатиры дали спектакль-концерт «Век сатиры. Театральное безумство в центре Москвы» — самая важная премьера сезона. Поздравить театр прибыла вся столица, в зале аншлаг. Среди гостей — режиссер Антон Яковлев, начальник управления театров Александр Фокин, Кирилл Крок, артисты других театров. За два часа представления на сцену вместе с нынешними артистами труппы вышли те, кого сегодня с нами нет. Прошлое и настоящее воссоединились вопреки законам времени.
Можно было рассказать историю театра — за целый век здесь повидали многое, о чем можно было бы поведать публике. Но по хронологии здесь идти не стали — слишком уж простой путь. «Плясать» здесь решили от самого слова «сатира», а точнее, от его букв. Воспели каждую. «С» — сцена, сатира, свобода, содружество, строительство… Театрализованное представление сопровождалось знаковыми номерами из знаменитых спектаклей театра и историями из жизни труппы.
Вместе со всеми артистами на сцене всех гостей вечера приветствовал Андрей Миронов, чья видеопроекция на экране в виде буквы С: «Здравствуйте вам!». Едва появившись на экране, Миронов сорвал аплодисменты…
«А» — афиша, атмосфера, антракт, актеры и авантюрные, азартные актрисы. Алена Яковлева буквально оживила актрис Театра сатиры прошлых лет. Вместе с ней мы пытались разгадать их секреты и тайны. Татьяна Пельтцер — «поэма, а не женщина, самая яркая женская индивидуальность, самая непосредственная, озорная хулиганка». Оказывается, несмотря на невероятный талант, актриса могла и поскандалить, и покутить — не ангел, но имела на то право. Вспомнили ласковое обращение к Татьяне Ивановне — баушка:
— Баушка выпьешь рюмочку?
— Я уже в том возрасте, когда два раза предлагать не надо! — процитировала Яковлева слова Пельтцер, повторив манеру речи легендарной актрисы.
Еще легенды — Рина Зеленая, чьи обаятельные и забавные монологи не поддавались логике (но возразить ей было невозможно!), мягкая, трепетная и женственная Вера Васильева, которая прожила непростую жизнь, но с улыбкой, Ольга Аросева, которая, оказывается, могла сделать кульбит!
— Ох, Ольга Александровна, как же нам вас не хватает! — с горечью в голосе произнесла Яковлева, — после смерти звезды еще долго от нее исходит свет. И их свет дает жизнь новым планетам, новым мирам и новым звездам…
Появление на экранах каждой из артисток сопровождалось аплодисментами: зал знает и помнит каждую, в представлении легенды не нуждались.
Под песню о смешном человечке на крышу театра едва не улетел Карлсон, а точнее, легендарный Спартак Мишулин, изображенный на огромной букве И. Артист выступил на сцене в этой роли более двух тысяч раз.
Весь зал подпевал «Пой, ласточка, пой» из спектакля «Маленькие комедии большого дома», а в роли начальника ЖЭКа на сцену вышел сам Анатолий Папанов (с помощью современных технологий, конечно же, но, тем не менее, как живой). И знаменитая сцена воскресла и как прежде — в главной роли с Папановым.
Рукоплескали одной из старейших актрис театра Нине Корниенко, которая вышла в неожиданном образе рокерши и в соответствующем стиле исполнила «Проснись и пой».
На каждую букву придумывали множество слов, в том числе связанных с театром. Чуть не забыли про последнюю А, которая завершает слово «сатира». Слово «аплодисменты» напрашивалось само, зал упрашивать не потребовалось. На сцене вся труппа и режиссер Виктор Крамер. Художественный руководитель Евгений Герасимов внимательно наблюдал за происходящим из зала, на сцену он не поднялся.
Правда, что актеры, уходя из жизни, никогда не покидают театр. Они остаются в его стенах, на его сцене, отражаются в нынешних артистах труппы. И мы тому были живыми свидетелями.