Все они современные и разбивают любые клише о представительницах арабского мира. Для этого достаточно посмотреть на то, как они одеты, и какое кино снимают. Многие актрисы предстали в новом для себя качестве.
За художественную достижения жюри отметило дебютную турецкую картину «Айше». Так зовут главную героиню. Ей 47 лет. Она работает на заправочной станции, заботится о 38-летнем брате Ривдане с синдромом Дауна. Целыми днями он сидит у телевизора и все время ест.
Айша – замотанная и непривлекательная женщина, но и у нее находится поклонник. Знаки внимания королеве бензоколонки оказывает осуществляющий перевозки грузов в Болгарию дальнобойщик. Он дарит ей подарки, предлагает руку и сердце, но как семейное счастье совместить с заботой о Ривдане. В какой-то момент Айше не выдерживает и оставляет открытой дверь, чтобы брат ушел из дома в никуда и освободил ее бремени забот. Ривдан уйдет. Айша опомнится и отправится на его поиски, ведь она не способна предать.
Главную роль сыграла звезда турецкого кино Биннур Кая, известная у нас по сериалам «Зимородок» и «Великолепный век». Она снималась в фильме «Ты, я, Ленин» Туфана Тастана, где на черноморский берег волны выбрасывают скульптуру Ленина, которую установят в центре города для привлечения туристов и пригласят делегацию из России в честь такого важного события.
Режиссер Несми Сансак окончил киношколу в Лос-Анджелесе, снял там несколько короткометражек и организовал фестиваль турецких фильмов, который проводил в США на протяжении пяти лет. А потом вернулся в Турцию, организовал там собственную кинокомпанию и снял историю о своем племяннике Ривдане, сыгравшем самого себя.
Черно-белая «Радиа» Хаоулы Ассибаб Беномар тоже названа по имени главной героини, но совсем из другой среды, о представительнице мидл класса. Это попытка понять, какая же она современная женщина Марокко. Она - свободная, совсем не закрепощенная женщина Востока, с татуировкой на спине. Фильму с претензией на арт-стиль навредила псевдоизысканность. Дальше красивых состояний дело не пошло.
Жюли Дельпи самоутверждаться не надо. Она - успешная франко-американская актриса, снимавшаяся у Кшиштофа Кесьлевского, Агнешки Холланд, Леоса Каракса, Джима Джармуша, Ричарда Линклейтера, сыгравшая в конце 90-х Сонечку Мармеладову в американской версии «Преступления и наказания» Джозефа Сарджента, Констанцию в «Трех мушкетерах» Стивена Херека опять же в 90-е. Дельпи давно и с переменным успехом занимается режиссурой, сняла больше десятка картин. В основном конкурсе Каирского кинофестиваля участвовала ее комедия «Встретимся с варварами».
Жители небольшого французского городка в Бретани мало разбираются в политических реалиях. Им все равно, кого принимать у себя, украинцев или сирийцев, поскольку это представители некоего далекого третьего мира, проблемы которых мало кого тут интересуют.
Местные власти готовятся к приезду украинских беженцев ради получения правительственных субсидий. Мэр городка дает интервью телевидению, вывешивает портрет Владимира Зеленского, поднимает украинский флаг. Все готово к встрече, но вместо украинцев неожиданно приезжает сирийская семья. Портрет Зеленского убирают. А дальше начинается череда нелепых конфликтов. Местные жители, среди которых попадаются и расисты, ведут себя так, что возникает вопрос, а кто тут собственно варвары.
Сирийские мигранты быстро обустраиваются на новом месте, приводят в порядок заброшенный дом, благо глава семьи – архитектор. Его отец Хасан, не зная французского языка, ассимилируется в чужой среде быстрее других. Да и местные старики оказываются самыми доброжелательными. Младшая дочь Хасана, а она врач, оказывает медицинскую помощь местной жительнице (ее забавно сыграла Индия Хэйр), которая рожает на пляже. Новорожденную назовут в честь спасительницы, и воцарится всеобщее братство.
Фильм построен на комических ситуациях и смешных диалогах. Дельпи замахнулась на сатиру в адрес своей страны и сыграла одну из ключевых ролей. Ее героиня – прогрессивная дама, делающая все, чтобы помочь мигрантам. Параллельно в соцсетях у нее завязывается роман с арабским мужчиной. Вместе они отправятся на помощь тем, кто вынужден ютиться в палаточных городках за пределами благополучной Франции.
Актеры верно уловили интонацию и комично сыграли обитателей провинциального городка, на фоне которых сирийцы выглядят аристократами духа на радость каирской публике.
Один из недавних фестивалей в Каире пришлось отменить из-за нестабильной ситуации в мире, и теперь в программу включили несколько документальных картин о волне событий, охвативших арабский мир, начиная с 2018 года.
Документальные «Дневники из Ливана» сняла Мириам Эдь Хачж в копродукции Ливана, Катара и Саудовской Аравии. Они охватывают события в ее родной стране с 2018 по 2021 годы – политический кризис, последующие реформы, народные волнения, историю любви на фоне революции. Среди политических фигур – женщины разных поколений, ставшие властительницами дум. Одна из них – популярный в молодежной среде журналист. Она выходит на бурлящие улицы, увлекая за собой массы. Зная, что ее снимает камера, девушка начинает на нее работать, сводя на нет усилия режиссера правдиво задокументировать происходящее.
В программе спецпоказов участвовала необычная по замыслу документальная картина «Ноктюрны» (Индия-США), снятая двумя режиссерами и преподавателями из Дели. Анирбан Дутта и Анупама Сринивасан на протяжении полутора часов вместе с молодыми учеными наблюдают ли за жизнью бабочек в Восточных Гималаях. Каждую ночь исследователи устанавливают световой экран, на который слетаются сотни мотыльков. Картина получила спецприз за владение профессией на американском фестивале «Сандэнс». Осенью ее показали на «Послании к Человеку» в Санкт-Петербурге. И цены бы ей не было, если бы не однообразие происходящего на экране. Куда-то эта история должна была вывести, уйти за рамки наблюдения за бабочками, но она так и осталась на уровне однообразного созерцания.