Небольшая, но насыщенная экспозиция рассказывает гостям и зрителям театра историю шести постановок “Чайки”. Название, на наш взгляд, неоднозначное. От Константина Треплева в 1898 году до него же в 2024-м – да. Но совпадают также и имена режиссеров: от Константина Станиславского (вместе с Владимиром Немировичем-Данченко, конечно) до Константина Хабенского.
До Станиславского и Немировича-Данченко за “Чайку” брались и другие режиссеры. Но именно их постановка знаковой пьесы Чехова поделила историю русского театра на “до” и “после”. Премьера 1898 года прошла с огромным успехом, ознаменовав открытие современной театральной системы и показав публике, что такое чеховская драматургия.
Буквально несколько дней, до 1 декабря включительно, будут экспонировать две уникальные вещи, настоящие театральные сокровища, которые буквально запускают машину времени и отправляют зрителей на более чем сотню лет назад: режиссерский экземпляр пьесы, принадлежавший Константину Станиславскому, а также медальон, который Антон Павлович подарил Немировичу-Данченко, сопроводив дар словами: “Ты дал моей “Чайке” жизнь! Спасибо!”.
Интересны и Треплевы, а точнее, то, как их понимали и воплощали в каждой из шести постановок “Чайки” и режиссеры, и актеры, которым довелось исполнять эту роль: Всеволод Мейерхольд, Андрей Мягков и другие. В постановке Константина Хабенского роль Треплева исполняет молодой актер Илья Козырев.
Вторую жизнь на выставке получили костюмы и реквизит, которые снова возвращают гостей экспозиции на годы назад и предлагают сравнить, какой была “Чайка” в предыдущих постановках – Анатолия Эфроса, Олега Ефремова и других режиссеров, с премьерой этого сезона. У женских платьев, вероятно, костюмов для образа Аркадиной, стоит женщина. В одно мгновение она смахивает со щеки слезу:
– У вас все в порядке?
– Да. Просто я помню эти костюмы… Еще с тех времен…