Планы сократить культурный бюджет Берлина на десятки миллионов евро вызвали огромную негативную реакцию: ведущие площадки заявили, что они были вынуждены сократить выступления, а другие предупредили, что их ждет банкротство, пишет The Guardian.
Около 450 учреждений, которые, по крайней мере частично, зависят от государственных субсидий, от театров и оперных театров до ночных клубов и галерей, объединились в альянс в попытке заставить пересмотреть вопрос о сокращении расходов на 130 млн евро. Они составляют около 12-13% от текущего годового бюджета, и даже те, кто их предлагает, называют их “жестокими”.
Для тех, кто борется с ними, они означают катастрофу для города, известного во всем мире своей бурной художественной жизнью. “Сокращения навсегда разрушат культурную инфраструктуру Берлина”, - прогнозирует альянс "Берлин - это культура" (#BerlinIstKultur).
В обращении к правительству Берлина, возглавляемому христианско-демократическим союзом (ХДС), говорится, что “резкое сокращение программ, увольнения и закрытие предприятий” неизбежно. На карту поставлены не только рабочие места, но и “разнообразие, превосходство, жизнестойкость и социальная сплоченность”, предупреждает издание.
В пятницу протестующие против сокращений соберутся недалеко от мэрии в 15:00, откуда участники пройдут маршем к Бранденбургским воротам.
Томас Остермайер, художественный руководитель театра Шаубюне, ведущей немецкой сцены, известной далеко за пределами Берлина благодаря прогрессивному программированию, сказал, что сокращения “откроют новую главу в истории города”, в которой культура “будет играть все менее заметную роль”.
По его словам, экономия в размере 2,5 млн евро, которую получит театр "Шаубюне", приведет к закрытию небольшой экспериментальной сцены театра "Студия", на которой работали такие британские драматурги, как Сара Кейн и Дэвид Харроуэр. По его прогнозам, это также может привести к тому, что вся компания Schaubühne, основанная в 1962 году, столкнется с “банкротством к концу следующего года”.
Остермайер призвал правительство Берлина осознать, насколько важна культура для экономики города. “Если вы разрушите это, вы разрушите не только культуру. Вы также разрушаете туризм, и привлекательность этого города для некоторых коммерческих компаний также снижается”, - сказал он Die Zeit.
Оливер Риз, директор Берлинского ансамбля в Восточном Берлине, духовного дома драматургов-тяжеловесов Бертольта Брехта и Хайнера Мюллера, сказал, что впереди его ждут “сценарии ужасов”. “Мы находимся в процессе отмены пяти-шести постановок на 2025-26 и 2026-27 годы”, - сказал он. “В конце концов, просто будет меньше нового искусства”.
Филипп Харпен, художественный руководитель детского и юношеского театра Grips, сказал, что экономия в размере 300 000 евро, которую его театр будет вынужден сэкономить, составит “больше, чем весь художественный бюджет на 2025 год”, добавив, что его предупредили, что в 2026 году будут еще большие сокращения.
Неожиданный характер сокращений также стал шоком; они вступят в силу менее чем через пять недель и дадут театрам мало времени на подготовку.
Автор бестселлеров Юли Цех сказала, что “применять передовые методы” в культуре было “политически невероятно глупо”, особенно в то время, когда крайне правые, которые неоднократно призывали к тому, чтобы финансирование искусства зависело от содержания и было более ориентированным на Германию, было на подъеме. Она выступила на недавнем концерте протеста в Берлинском концертном зале Haus der Berliner Festspiele, где также прозвучали слова поддержки от дирижера и пианиста Даниэля Баренбойма, бывшего генерального музыкального директора Государственной оперы, и от Берлинского филармонического оркестра, которые транслировались по видеосвязи из нью-йоркского Карнеги-холла.
Ульрих Маттес, отмеченный наградами актер, сыгравший министра пропаганды нацистов Йозефа Геббельса в фильме 2004 года "Падение", сказал, что немецкой традиции щедро субсидируемого театра, поддерживаемого широким сообществом, чтобы обеспечить как можно более широкий доступ общественности к искусству, завидует весь мир. По его словам, это также имеет решающее значение для укрепления демократии.
“То, что земля, города, страна субсидируют (немецкий театр), - невероятное демократическое достижение”, - сказал он в интервью Die Zeit.
Джо Кьяло, сенатор от Берлина по вопросам культуры, назвал сокращения “радикальными и жестокими” и заявил, что будет бороться за уменьшение их последствий. Но ветераны культурной жизни Германии предупреждают, что они могут быть предвестниками того, что должно произойти по всей стране. Многие считают, что Кьяло может стать следующим государственным министром культуры при Фридрихе Мерце, если, как и прогнозировалось, ХДС победит на февральских федеральных выборах.