Владимир Вдовиченков и Алексей Гуськов пришли на смену Олегу Басилашвили и Андрею Болтневу, сыгравшим бескомпромиссного следователя и беспощадного злодея в советском сериале режиссера Семена Арановича.
Новую версию снимал Тимур Алпатов, в фильмографии которого есть и детективы, и исторические драмы, но этот проект, по словам режиссера, не похож на то, что он делал раньше. В беседе с «МК» Тимур рассказал о драме на фоне красивых пейзажей, буме ностальгических сюжетов и чудесах технологии.
— Сейчас под экранизацией подразумеваются самые разные подходы. Для кого-то исходник имеет огромное значение, а для кого-то он лишь отправная точка. Как вы строили свои отношения с книгой Юлиана Семенова?
— Книга для меня была самым главным источником. С большой бережностью мы относились и к классической экранизации, потому что это великий фильм, который в свое время произвел огромное впечатление на публику. Но задачи повторить его не было. Уже в начале работы над проектом мы решили, что это не будет фильм-нуар, каким мы его помним. Сама история довольно жесткая. Главный герой борется со злом, которое спустя тридцать лет вышло из подполья. Но сложные драматические обстоятельства мы показываем на фоне красивых пейзажей и интерьеров. И еще в фильме сорокалетней давности упущены некоторые сюжеты из книги, и можно сказать, что наша экранизация более полная.
— Многие уже подметили, что сериал вы снимали как полнометражное кино, в связи с чем возникает вопрос: заметят ли ваши старания люди не особо искушенные, те, кто смотрит результат на обычном телевизоре на кухне?
— Для меня здесь главное значение имеют мое личное видение и, если хотите, кинематографическая совесть. Мы изначально все задумывали как многосерийный художественный фильм, поэтому взяли соответствующую оптику, снимали по стандартам кино, и все это очень вдохновляло. Конечно, зритель следит прежде всего за сюжетом, но все вложенные нами изобразительные фишки тоже оказывают свое воздействие.
— В последнее время советская детективная классика стала для продюсеров одним из любимых жанров. На ваш взгляд, эти фильмы и сериалы действительно так хороши или просто ностальгия хорошо продается, и многие пытаются урвать кусок пирога?
— Ностальгия существует всегда, поэтому желание продюсеров переснять на новом киноязыке старые темы очень понятно. Но далеко не все удачно получается. Зритель вырос, он смотрит сериалы и наших, и зарубежных платформ, во многом ориентируется. Поэтому ностальгировать нужно аккуратно, есть риск просто не попасть, и откровенных спекуляций на тему старого кино сейчас довольно много. Что касается жанра детектив, то и в ретростилистике, и в современной он неизменно пользуется успехом. Людям всегда интересно посмотреть, как следователь ловит злодея. Я и сам детективы очень люблю и неплохо в них ориентируюсь.
— И насколько новое «Противостояние» соответствует вашему детективному вкусу?
— Я для себя этот фильм прочувствовал, еще перед съемками решил, каким он будет, и по максимуму добился того результата, которого хотел. Вообще у меня фильм начинается с саундтрека. Я собираю винил и слушаю совершенно разную музыку — от неоклассики и эмбиента до пост- и арт-рока. Когда читаю сценарий, то откладываю что-то в папку с музыкой, а на съемках слушаю, и меня это настраивает, хотя в сам фильм выбранная мелодия или песня, может, и не попадет. Так было и с «Противостоянием».
— В новых версиях известных детективов есть своего рода подвох. Как бы создатели ни переосмысливали оригинал, публика знает, чем все закончится…
— Сюжет действительно знакомый, и кто есть кто, понятно с самого начала. Главное здесь — погоня честного следователя за злодеем. И внутреннее состояние, суть злодея Кротова благодаря великолепному исполнению Алексея Геннадиевича Гуськова должна создавать у публики желание увидеть, как же, наконец, его поймают.
— Одной из удач классического фильма стал выбор Олега Басилашвили на роль следователя и Андрея Болтнева — на роль убийцы. Можно ли сказать, что актерский состав того фильма в чем-то повлиял на проведенный вами кастинг?
— Я прекрасно понимал, кто мне нужен, совершенно не думая об актерах из старого фильма. Алексей Гуськов не старается переиграть Болтнева. Но он играет абсолютное зло. Я не был прежде знаком с Алексеем Геннадиевичем, но когда мы встретились, и на пробах он предложил то, что мне и в голову не приходило, стало понятно, как нам вместе нужно лепить этого персонажа. Владимир Вдовиченков с самого начала был в кастинге мечты, все его очень хотели, ждали, когда у актера появится время, и мне кажется, в итоге получилось стопроцентное попадание.
— Вы уже упомянули захватывающие пейзажи, которые попали в кадр. Но, видимо, за кадром остались все капризы природы, которые неразрывно связаны со съемками на натуре…
— Дело не только в погоде, на съемках может произойти все что угодно. У меня есть опыт, я неоднократно попадал в сложные ситуации и понимаю: здесь главное — собраться и принять правильное решение. Погода всегда добавляет проблем, но на этих съемках их было крайне мало. Пару раз неожиданно пошел дождь, и мы это как-то перетерпели, снега не случилось, так что нас в целом вела удача. Но я знаю, что такое снег в конце апреля, когда в кадре должно быть лето. В таких ситуациях нужно либо все отменять, либо заново придумать сцену. И ни в коем случае не надеяться, что на монтаже все можно исправить.
— Съемочной группе «Противостояния» 1985 года было полегче хотя бы в том отношении, что в Советском Союзе визуальная разница между восьмидесятыми, когда шла работа над фильмом, и семидесятыми, которые должны быть в кадре, не такая уж большая. Вам требовалась совершенно другая эпоха. Вы ее по большей части нашли или нарисовали при помощи новых технологий?
— Мы старались по максимуму найти натуру семидесятых и сороковых. И нашли довольно много, но сейчас эпоху приходится собирать мелкими кусочками. А мелкие кусочки ограничивают актеров в движении, поэтому компьютерной графики не избежать. Снимали мы в Абхазии, Карелии, Петербурге и Москве, и если речь шла о городских пейзажах, то, конечно, «затирали» современные окна, спутниковые тарелки и так далее. В одной из сцен самолет у нас приземляется якобы в Турции. Естественно, никакой продюсер не позволит ради одной сцены отправлять группу в Турцию, особенно когда съемки приближаются к финалу. В итоге горы мы дорисовали.
— Одно дело горы, другое — живые люди. Сейчас технологии позволяют вводить в кадр уже умерших актеров. Как вы к этому относитесь?
— У меня был подобный опыт (режиссер снимал сериал «Диверсант. Идеальный штурм», где при помощи технологии «дипфейк» удалось получить эпизод с актером Владиславом Галкиным, ушедшим из жизни в 2010 году. — «МК»). Эта технология развивается, но не всегда себя оправдывает. Могу привести в пример свежий фильм о приключениях Индианы Джонса, где видно, что молодое лицо Харрисона Форда не совсем настоящее. Все зависит от задачи. Если это действительно нужно, то, конечно, следует начинать большую и очень кропотливую работу. Но если нужно кого-то омолодить, то лучше сделать это гримом или найти другого артиста.